Родители и дети

Амбиции Сакартвело оказались выше нацбезопасности

Невероятно, но факт: главными ценностями в проекте концепции национальной безопасности названы суверенитет и "территориальная целостность", а также демократия и верховенство закона. При этом лишь один из вышеперечисленных пунктов соответствует действительности.

Во-первых, со своей "территориальный целостностью" Грузия распрощалась в 2008 году, когда танки уничтожили остатки доверия осетин и абхазов к взбалмошному режиму Саакашвили. Разумеется, Мишико и сейчас не оставил попыток вернуть "утраченные территории", но вместо того, чтобы попытаться поговорить с соседями, своими речами о "марионеточных властях" он лишь настраивает Цхинвал и Сухум против себя.

Во-вторых, о верховенстве закона в Грузии было сказано уже немало. Правители республики лишь создают перед Западом красивую картинку, оазис демократии на просторах Кавказа. На деле же вся законодательная система подконтрольна властям. О чем, собственно говоря, грузинская оппозиция уже не первый год пытается рассказать международным организациям.

О какой национальной безопасности можно говорить после этого? Называя Россию "главным врагом" и, в то же время, говоря о попытках наладить отношения с Москвой "на принципах добрососедства и равноправия", Тбилиси совершенно очевидно не решит своих проблем. Равно как и попытками декларировать стремление к созданию атмосферы мира в регионе, отменяя визы для жителей северокавказских республик и запуская пропагандистские телеканалы. Вот еще один пример. В документе особо упоминается ведущая роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Но для чего Саакашвили нужен внешний надсмотрщик, если президент Грузии говорит о готовности восстановить диалог с соседями и решать все спорные вопросы мирным путем?

О том, какие цели на самом деле преследует Тбилиси, всячески пиаря подобного рода концепции, корреспондент GeorgiaTimes говорил с главой отдела Кавказа Института стран СНГ Феликсом Станевским. Эксперт заметил, что сейчас имеет место активизация враждебного России курса Грузии по всем направлениям. Причем это касается и вопросов, связанных как с Курилами, где мы видим удивительную, странную активность Грузии, далекой от этих островов, так и с близлежащей Абхазией и Северным Кавказом. "По всем направлениям Грузия пытается, как только возможно, обострить отношения с Россией, не упуская ни малейшего случая", - говорит наш собеседник.

По мнению Станевского, концепция национальной безопасности Грузии призвана в какой-то мере обобщить прошедший опыт и сделать его перспективным планом развития этой линии в отношениях с Россией на будущее. "Тбилиси, к сожалению, идет не по пути выстраивания нормальных отношений с Москвой, - подчеркнул политолог. - Пользуясь поддержкой Запада, который не понимает, что играет с огнем, грузинская сторона пытается всячески обострить обстановку во всем регионе, ведь надежды на мирный исход так называемой стратегии "вовлечения Абхазии и Южной Осетии путем сотрудничества" нет. Когда власти Грузии говорят о том, что это мирная стратегия, они лукавят. Они уже показали, что в течение всего существования грузинского государства им не удалось наладить мирный диалог ни с абхазами, ни с осетинами".

Как отмечает глава отдела Кавказа Института стран СНГ, проект концепции носит сугубо враждебный характер в отношении России. "Грузия - это задира и забияка, небольшая страна, которая постоянно создает на Кавказе напряженность, - сказал Феликс Станевский. - И касается это не только России, но и всех стран, окружающих Грузию. У Тбилиси есть проблемы со многими государствами, в том числе с Арменией и Азербайджаном. А все потому, что грузинская политическая элита не может и не умеет договариваться в силу какой-то чрезвычайной эмоциональности".

Несмотря на все шероховатости проекта, парламент Грузии планирует утвердить концепцию национальной безопасности в рамках текущей весенней сессии. И, зная агрессивную риторику Тбилиси в отношении Москвы, можно практически не сомневаться, что документ будет одобрен.