Родители и дети

Саакашвили начал охоту за долларом

GeorgiaTimes говорил с генеральным директором Совета по национальной стратегии Валерием Хомяковым и экспертом Института стратегических оценок и анализа Сергеем Демиденко.

В последнее время Михаил Саакашвили все больше говорит об экономике. Причина лежит на поверхности - в Грузии стремительно растут цены. Инфляция, несомненно, беспокоит граждан страны. Оппозиция же, и без того недовольная действующим режимом, и вовсе предрекает скорую смену власти.

Сам Саакашвили продолжает оправдываться. Сначала он говорил, что инфляция в Грузии связана с успехами Китая. Теперь прикрывается ростом мировых цен на нефть. "Международное положение очень сложное, - не так давно заявил грузинский лидер. - Цены на нефть поднялись и могут вырасти еще больше. Так что хорошего выбора у нас нет: либо высокие цены и разваленная экономика, либо высокие цены и опять последующая инфляция".

Определенные трудности возникают и с международными партнерами Грузии. Во-первых, внешний долг республики уже составляет 4,5 миллиарда долларов и, по признанию премьер-министра страны Ники Гилаури, в ближайшее время вырастет до пяти миллиардов. А, во-вторых, попытки министра экономики и устойчивого развития Веры Кобалия заманить в Сакартвело западных инвесторов особо ажиотажа вокруг курортов Грузии до сих пор не вызывают.

Последняя надежда властей - начавшийся визит Саакашвили в Соединенные Штаты. Именно там грузинский лидер попытается представить свою страну как благодатную почву для капиталовложений. По всей видимости, многое будет зависеть от встречи Михаила Николаевича с Дональдом Трампом. Дело в том, что во время своего прошлогоднего визита президент Грузии уже беседовал с мультимиллиардером, а результатом переговоров стал подписанный Меморандум о взаимопонимании. При благоприятном развитии событий этот документ должен стать основой для контракта, в соответствии с которым в Сакартвело будут строиться жилые комплексы-резиденции высшего класса.

Звучит интригующе, но только ли за этим Саакашвили отправился в Соединенные Штаты? В разговоре с корреспондентом GeorgiaTimes генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков предположил, что на самом деле грузинский лидер в ходе поездки попытается выяснить, каков теперь уровень доверия между США и Грузией. "Думаю, заявления о том, что Саакашвили едет рассказать об инвестиционной привлекательности Грузии, безопасности и выгоде вложений в республику - это прикрытие, - подчеркнул он. - Ведь после смены американской администрации отношение к режиму Саакашвили стало иным, нежели было при Джордже Буше. Но важно и то, что сейчас обсуждается вступление России в ВТО. Вероятно, эта тема также будет одной из ключевых в ходе визита президента Грузии в Вашингтон. Сейчас Тбилиси выдвигает неприемлемые для Москвы условия. Например, контроль пропускных пунктов на границах России с Абхазией и Южной Осетией. Поэтому я не исключаю, что американская сторона повлияет на Грузию, чтобы та не была помехой на пути России во Всемирную торговую организацию".

Говоря о возможных инвестициях в экономику Сакартвело, Хомяков отметил, что американские бизнесмены вряд ли кинутся вкладывать в страну, где очень высока нестабильность и возможна очередная революция. "Да, там замечательный народ и, будь в республике другая обстановка, инвестиционный климат также был бы иным, - говорит он. - Но пока грузинское руководство не поменяет свое отношение к России, это будет величайшим тормозом для инвестиций. И Саакашвили должен это понимать".

Другой наш собеседник, эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко, полагает, что поездка президента Грузии - во многом имиджевая. "Саакашвили хочет показать, на каком уровне он сейчас пытается наладить контакты для подъема экономики республики, - считает эксперт. - Эта компания нуждается в соответствующей рекламе, и именно в этом качестве я рассматриваю встречу Саакашвили с Трампом".

По мнению Демиденко, в Грузии нет той перспективной отрасли, куда могли бы пойти инвестиции из США, и где бы они дали соответствующую отдачу. "Первым приходит на ум сельское хозяйство, то есть виноделие, а также добыча полезных ископаемых и туристический сектор, - говорит он. - Но, если что-то и получится, то это будет инициатива не очень крупных фирм. Поэтому сказать, что визит Саакашвили откроет дорогу потоку американских денег в Грузию, я не могу".