Еще в прошлом году в Грузии начала действовать программа "Обучаем грузинскому как второму языку", рассчитанная на скорейшую интеграцию в грузинское общество представителей этнических меньшинств. Судя по всему, первые ее результаты не удовлетворили главу государства, потому что вчера он озадачил своих чиновников разработкой новой концепции, которая ускорила бы процесс ассимиляции негрузинского населения страны. При этом, как всегда, Михаил Саакашвили руководствовался самыми благими намерениями.
"Меня волнует, что несколько тысяч наших граждан, которые живут в компактно населенных этническими группами регионах, несмотря на проведенные меры, не владеют грузинским языком на том уровне, чтобы их большая часть смогла вести успешную карьеру", - поделился грузинский лидер своей озабоченностью с министрами образования и спорта Дмитрием Шашкиным и Владимиром Вардзелашвили, а также губернаторами Квемо-Картли и Самцхе-Джавахети Давидом Киркитадзе и Лашей Чкаду. Теперь они должны "взять курс на то, чтобы до конца будущего года во всех негрузиноязычных школах 30 процентов предметов изучались на грузинском языке".
По мнению Михаила Саакашвили, помочь в достижении этой цели должны прибавки в 200 лари к зарплате тех учителей в регионах, которые будут преподавать свои предметы на двух языках - местного нацменьшинства и государственном. Также президент считает необходимым строительство "Домов грузинского языка" в этнических населенных пунктах и обязательную организацию курсов государственного языка в молодежных лагерях отдыха.
"В этом году мы должны удвоить категорию отдыха этнических меньшинств в лагерях. Хотя бы половина контингента должны быть этническими армянами и этническими азербайджанцами. Хорошо что у нас много этнических групп, но в лагерях должны быть учителя грузинского, с тем, чтобы у них была возможность обучения грузинскому языку в день хотя бы час", - считает грузинский лидер. Политика навязывания государственного языка молодым представителям нацменьшинств, по его мнению, будет способствовать укреплению общественного согласия.
"Это исторический момент в консолидации грузинской государственности, и интеграции этих людей. Грузия одинаково принадлежит всем этическим группам, и это не должны быть лишь декларированным", - уверен Михаил Саакашвили. Тбилисский политолог Сосо Цинцадзе в интервью корреспонденту GeorgiaTimes отметил важность хорошего владения государственным языком для успешной социализации этнических меньшинств. Но он затруднился сказать, с какой стати президент заново поднял этот вопрос, если подобные программы уже реализуются. При этом считает Цинцадзе, значительно большую потребность в подобных языковых программах испытывают сами грузины.
"Проблема в том, что даже в Тбилиси, даже на телевидении и в прессе все чаще встречаются варваризмы. Даже журналисты, для которых грузинский язык - и письменный и устный - является, по идее, главным инструментом в их ежедневной работе, не избегают этого. Иногда, читая нашу прессу или слушая телеведущих, поражаешься тому, какие дикие ляпсусы допускают в грузинском языке сами грузины. Так что необходимость осваивать грузинский литературный язык - не язык улиц или язык зэков - затрагивает не только и не столько представителей нацменьшинств, сколько в первую очередь само грузинское население", - рассказал эксперт корреспонденту GeorgiaTimes.
Саакашвили - не единственный, кто вчера озаботился судьбой национальных окраин. Свое веское слово в адрес этнических меньшинств сказала и госминистр по вопросам реинтеграции Эка Ткешелашвили. Она предложила жителям Абхазии и Южной Осетии перейти на "статус-нейтральные" грузинские документы без государственной символики Сакартвело. Таким манером госпожа Ткешелашвили надеется вывести жителей провозгласивших независимость автономий "из орбиты российской паспортизации". По мнению министра, "статус-нейтральные" документы позволят абхазам и осетинам легально передвигаться за пределами своих республик и "получить финансирование для получения образования в разных странах из фонда президента Грузии и других программ".
"Нашим гражданам будет предоставлена возможность добровольно получить правовой документ вместо нелегитимно выданных российских паспортов. Для того чтобы обеспечить максимальное привлечение проживающих на оккупированных территориях людей, документ не будет иметь государственную символику Грузии и не будет являться удостоверением гражданства. Документ будет изготовлен той же компанией, которая изготавливает паспорта Грузии будут выдаваться после идентификации личности реестром, но не будут биометрическими", - заявила госминистр по вопросам реинтеграции.
Сосо Цинцадзе перспективы этой задумки расценивает весьма скептически.
"Идея внешне вполне привлекательная, как говорят на Руси - богатая. Только трудноосуществимая, поскольку все, что касается удостоверений личности, паспортов и тому подобного - такие вопросы решают сами абхазы и осетины, а не официальный Тбилиси. Мы можем только предлагать", - прокомментировал наш собеседник инициативу Эки Ткешелашвили.
А премьер-министр Абхазии Сергей Шамба закономерно назвал новую идею Тбилиси бредовым популизмом. "Никто эти паспорта здесь брать не будет. У нас есть соглашение с Россией о двойном гражданстве, у граждан есть и российские, и абхазские паспорта. Так что мы обойдемся без этих грузинских документов", - цитирует главу абхазского правительства издание "Актуальные комментарии".
Позицию Сергея Шамбы разделяет заместитель полпреда президента Южной Осетии по вопросам постконфликтного урегулирования Мераб Чигоев. "С помощью российских паспортов у нас есть возможность передвигаться по всему миру. Нам этого более чем достаточно", - заявил он газете "Взгляд".
Обозреватель "Актуальных комментариев" Нино Варсаладзе считает, что почин Ткешелашвили обречен на провал. "Предложение грузинских властей относительно выдачи жителям Абхазии и Южной Осетии так называемых грузинских "нейтральных паспортов" без своей государственной символики - изначально было обречено на провал. Понятно, что ни абхазские, ни южноосетинскиие власти на такое предложение ответили бы отказом. Ведь, так или иначе, выдача предполагает, что жители этих республик являются и гражданами Грузии. С трудом добившись независимости, власти этих республик на это не пойдут, так как это изначально ставит под сомнение их государственность. К тому же у них есть соглашение о двойном гражданстве с Россией, - отмечает Варсаладзе. - Согласие на предложение Грузии означает отказ от российского гражданства, так как российское законодательство не предполагает двойного гражданства с Грузией по известным причинам".