Родители и дети

Концепция нацбезопаности: ложь во спасение?

Грузинский парламент продолжает работать над проектом концепции национальной безопасности Грузии. Скандальный документ, в котором Россия называется главным "внешним врагом" Сакартвело, дополняется новыми абсурдными пунктами. Как стало известно, в концепции будет прописано, что итогом "российской агрессии" в 2008 году должна была стать смена демократических властей страны. О целях, которые преследуют авторы столь сомнительного проекта, корреспондент GeorgiaTimes говорил с ведущим экспертом отдела Кавказа Института стран СНГ Русланом Харабуа.

Обсуждение новой концепции национальной безопасности, которая не пересматривалась властями страны с 2005 года, началось еще в январе. Официальный Тбилиси сообщил, что в документе будут зафиксированы "основные угрозы Грузии". Спустя месяц стало известно - "главным врагом" Сакартвело, как и ожидалось, назвали Россию, а основными ценностями в проекте были прописаны суверенитет и "территориальная целостность", плюс также демократия и верховенство закона.

Некоторые российские эксперты тогда отметили, что Тбилиси идет не по пути выстраивания нормальных отношений с Москвой, а, пользуясь поддержкой Запада, пытается всячески обострить обстановку во всем регионе. Грузинская сторона возражала: мол, концепция лишь устанавливает приоритеты в сфере политики безопасности, но источник угрозы в ней не указывается. "Конечно, в документе затронуты и отношения с Россией, но там не идет речь об опасности, разговор идет лишь о риске возобновления военных действий, - говорил директор департамента Совета безопасности Грузии Лаша Дарсалия. - Так как один раз это уже произошло, ничего не исключается. Хотя этот документ не говорит ни о возможностях, ни об ожиданиях".

Тем не менее, новые пункты, появившиеся в концепции, не вызывают никаких сомнений в том, что этот документ - сугубо антироссийский. Как заявил накануне тот же Дарсалия, авторы проекта разработали новую формулировку "военной агрессии" России в августе 2008 года. По его словам, в документе отмечается, что действия России были ориентированы только на смену режима Саакашвили. "Конечной целью была не только "оккупация" Грузии и признание независимости Абхазии и Южной Осетии, но и изменение политического курса республики, а также смена демократических властей", - сказал он.

Безусловно, политика нынешнего руководства страны во главе с Михаилом Саакашвили, страдающим русофобией, не вызывает у Москвы ровным счетом никаких положительных эмоций. Не зря грузинский лидер объявлен в России персоной нон грата - кто захочет иметь дело с человеком, который сначала говорит о мире, а затем отдает приказ открыть огонь по миротворцам и населению Южной Осетии? Но, согласитесь, если бы целью операции по принуждению грузинского агрессора к миру была смена власти в Сакартвело, то вряд ли бы российские солдаты остановились в Гори. А признание независимости двух закавказских республик стало лишь следствием той варварской политики, которую Михаил Николаевич проводил в отношении "сепаратистов", по понятным причинам не захотевших жить с ним на территории одного государства.

Теперь же получается так, что свои ошибки грузинское руководство сваливает на "большого соседа", ловко оперируя терминами а-ля "оккупация". Более того - оно стремится зафиксировать их во всевозможных государственных и международных документах. О странной логике команды Саакашвили корреспондент GeorgiaTimes говорил с ведущим экспертом отдела Кавказа Института стран СНГ Русланом Харабуа. По его словам, в этой ситуации Грузия категорически неправильно расставляет приоритеты. "Главный враг Грузии вовсе не Россия, - отмечает наш собеседник. - По большому счету, основная опасность для Тбилиси исходит от Азербайджана и Армении, поскольку если что-то произойдет в Нагорном Карабахе, то это действительно повлияет на ситуацию в регионе. Полагаю, грузинским политикам следовало бы устремить взор в ту сторону".

По мнению Харабуа, понимающие люди в Грузии осознают, что Россия - не враг республике. "На самом деле, все это - дешевые популистские действия, связанные с тем, чтобы в очередной раз доказать Западу свою верность, - говорит он. - И концепция национальной безопасности - очередная попытка продемонстироровать это. Ведь надо же каким-то образом те деньги, которые вкладывают в Грузию, отрабатывать. Не стоит забывать и о том, что Тбилиси целенаправленно стремится в НАТО, это основной приоритет республики и основная задача, которую грузинское руководство хочет выполнить. И, продвигаясь к этой цели, Грузия будет перманентно заявлять о том, что Россия - это враг. Чтобы Запад это видел".

Отвечая на вопрос о перспективах принятия концепции национальной безопасности Грузии, Руслан Харабуа выразил уверенность, что документ будет принят. "Насколько я понимаю, по этому вопросу в парламенте республики наблюдается единство, - заявил политолог. - Да, оппозиция говорит о том, что в документе было бы неплохо упомянуть об экономической безопасности, но не следует уповать на то, что правящее большинство примет какое-то другое решение вопреки воле руководства страны".