Новая волна народного протеста накрыла главу ведомства по делам беженцев Кобу Субелиани и министра по исполнению наказаний Хатуну Калмахелидзе. Оппозиционеры требуют привлечь этих людей к уголовной ответственности за творимые деяния. Похоже, что работа чиновников больше напоминает деятельность гестапо, нежели служителей демократии. Но действительно ли возможно изменить ситуацию в данных сферах, отлучив от постов нерадивых слуг народа? Такой вопрос GeorgiaTimes задала руководителю НПО "Бывшие политзаключенные" Нане Какабадзе.
Народный защитник Грузии Георгий Тугуши уже давно внес ведомства Калмахелидзе и Субелиани в список проблемных министерств. Если прочесть его доклад о правах человека в Грузии за 2010 год, невольно начинаются шевелиться волосы. Пока главный каратель кавказской республики расписывает прелести тюрем, в которых зэки могут регулярно получать тропический загар и общаться с родственниками с помощью видео-свиданий, сами узники не склонны к романтизации своего положения.
Читайте также:
Показатель смертности среди заключенных по сравнению с прошлым годом вырос на 33 процента. Экзекуции, пытки и надругательство над достоинством людей, которые осуществляют служащие грузинских тюрем, - действительно настоящий ад. Оппозиция пытается заставить парламент прислушаться к словам омбудсмена и поднять вопрос о служебной ответственности Калмахелидзе. Но, похоже, руководство кавказской республики эта сфера волнует меньше всего - Хатуна исправно отрабатывает получаемые денежки, сокращая, так сказать, количество "лишних ртов" Грузии. Крики о помощи, вырывающиеся из этих страшных застенок, обречены на безответность, поскольку наказать истинно виновного попросту некому.
Тем более что и сама министр пенитенциарной системы свою вину, разумеется, не признает, садисткой себя не считает и регулярно пускает пыль в глаза парламенту, рассказывая, что люди-то невечные, да и старость, в конце концов, все же берет свое. Тем не менее, средний возраст тех, кто погиб, оказавшись на попечении госпожи Хатуны, составляет 44 года. Только 19 из 142 покойных заключенных были в возрасте 61 года или старше. 32 процента умерших попали в возрастную категорию от 41 до 50 лет, 27 процентов - от 31 до 40 лет. Создается впечатление, что госпожа Калмахелидзе считает столь же плохо, как и управляется со своими прямыми обязанностями. Но дела до этого никому внутри страны по-прежнему нет. И первый палач республики садиться на нары вместо своих подопечных не намерен.
Читайте по теме:
"Парламент ничего, само собой, не решает. Если такое решение будет принято сверху, что необходимо возбудить уголовное дело, депутаты отдадут свои голоса. Я не знаю, насколько велика вероятность возбуждения уголовного дела, но в международных отчетах находят отражение очень критические оценки деятельности министра по исполнению наказаний. Естественно, ответственность на кого-то свалить надо. И думаю, что такое решение со стороны руководства страны будет принято, чтобы привести во власть нового министра. Калмахелидзе не та фигура, за которое правительство будет бороться. Скорее всего, для создания имиджа демократического и свободного государства, чтобы обмануть Запад, она будет принесена в жертву", - рассказала в интервью GeorgiaTimes глава неправительственной организации "Бывшие политзаключенные" Нана Какабадзе.
"Непослушное ведомство" Кобы Субелиани, которое своей излишне активной деятельностью уже довело грузинских беженцев до паники, тоже пользуется лояльностью со стороны парламента. Вопрос об отставке его главы поднимался со стороны оппозиционного крыла не один раз, но вотума недоверия министру "Христиан-демократы" и политическая партия "Свободные демократы" так и не дождались. Заявления о коррупции в ведомстве Субелиани и физическом насилии над вынужденно перемещенными лицами депутаты пропустили мимо ушей, отвергли обвинения и предложили оппозиционерам обратиться к парламентариям еще раз - через три месяца. Именно тогда, согласно регламенту, противников режима Саакашвили смогут вновь допустить на трибуну.
Читайте подробно:
Совершенно очевидно, почему Калмахелидзе и Субелиани не стремятся к улучшению ситуации в подведомственных им сферах. Расселят беженцев, выпустят политзаключенных - и придется министрам положить зубы на полку. Бюджет их ведомств существенно сократится, а жить красиво, как водится, не запретишь. Однако самое страшное во всем этом то, что даже если Михаил Саакашвили подчинится воле американского сюзерена и заменит две фигуры на новых министров, в целом ситуация не претерпит никаких значительных изменений.
"Какая будет политика, такие министры и будут поставлены, таков будет и результат. Калмахелидзе, Ахалая, Субелиани - фамилии не имеют никакого значения. Самое главное - воля власти. Я думаю, что на этом этапе и уровне ничего не изменится. Изменения будут фасадными для западных партнеров, а не реальной действительностью. Пока правительство не откажется от тех мер, которым они потакают в тюрьмах, да и не только там. И до тех пор, пока воля власти такова, кто бы ни был на месте Калмахелидзе, он будет делать то же самое", - резюмирует собеседница.