Родители и дети

Абхазию ждет новый тандем

GeorgiaTimes о начале предвыборной кампании комментирует известный белорусский политолог Юрий Шевцов.

Нынешняя президентская гонка в Абхазии будет сильно отличаться от той, что была два года назад. Если тогда, в 2009 году, на три лагеря разделилась оппозиция, то теперь на два лагеря расколота власть. Отдельными командами идут исполняющий обязанности президента Александр Анкваб и премьер-министр Сергей Шамба. Это разъединение властной команды на руку лидеру оппозиции Раулю Хаджимба. Несогласные идут на выборы единым фронтом, и в нынешних условиях могут рассчитывать даже на победу.

Но сейчас самое интересное, это персоны кандидатов в вице-президенты. Вообще, в абхазских условиях вице-президент - это как министр без портфеля. По закону его полномочия ограничены "выполнением отдельных поручений президента". И тут уже от первого лица зависит, будет ли вице-президент наделен большими и важными поручениями, как, например, получилась последние полтора года у Багапша с Анквабом, или президент низведет полномочия "вице" до сидения в старомодном кабинете, как это было в отношениях Багапша с Хаджимба.

Основная работа вице-президента делается именно сейчас, во время выборов. Он является той самой "лошадкой", которая должна доставить президента в кресло. Поэтому выбор кандидата в вице-президенты - это тонкая и нелегкая работа.

В паре с Сергеем Шамба идет Шамиль Адзинба, заместитель председателя Госкомитета по делам молодежи и спорта. Адзинба - выходец из Аджарии, где живет небольшая абхазская община. Отсюда и первый вывод о "месседжах" Сергея Шамба. Он намерен бороться за голоса репатриантов. Однако их в Абхазии не так много, и это даст премьеру лишь одну-две тысячи потенциальных избирателей. А вот деятельность Адзинба как одного из главных чиновников Госкомитета по делам молодежи и как председателя Совета по делам молодежи при президенте может добавить в копилку Шамба многие тысячи голосов подрастающего поколения. Молодежь обожает Шамиля Адзинба - он извечный организатор всяческих тусовок, походов в горы, разных поездок.. Его мнение очень авторитетно в молодежной среде, к тому же он очень коммуникабельный человек. Во всяком случае, ему явно хватит слов, чтобы убедить многих юношей и девушек в том, что голосовать нужно за Шамба.

В паре с Александром Анквабом идет Михаил Логуа - глава администрации Гульрипшского района Абхазии. Гульрипшский район - один из самых больших регионов Абхазии, однако почти все его население живет на берегу моря. Это один большой пригород абхазской столицы.

Тот факт, что с одним из кандидатов идет глава региональной администрации, свидетельствует, что административный ресурс, который неизбежно есть у руководителей регионов, будет поделен между двумя кандидатами от власти.

Логуа - представитель молодого поколения абхазских чиновников. Это еще небольшая группа менеджеров, и по менталитету, и по уровню компетенции сильно отличающаяся в лучшую сторону от представителей советского "обкома", которых, к сожалению, пока очень много в абхазской номенклатуре. Логуа первым разработал и опубликовал стратегию социально-экономического развития своего региона, поощрял инвестиционные проекты, не просил деньги у центра. И сегодня строящийся Гульрипшский район даже внешне выгодно отличается, например, от соседнего Очамчирского района, пребывающего в разрухе.

Выдвижение Логуа в вице-президенты тоже совершенно не случайно. Очевидно, Анкваб намеревается "убить нескольких зайцев". Во-первых, Логуа - человек с чистой репутацией. Во-вторых, в районе, которым он руководит, численно преобладает армянское население, за голоса которого развернется жесткая борьба. А в своей вотчине у Логуа хороший авторитет, ну и, разумеется, живые связи на местах, которые помогут этому тандему добиться успеха.

Рауль Хаджимба избрал своим кандидатом в вице-президенты Светлану Джергения, вдову Владислава Ардзинба. Это культовая фигура, выбор которой говорит о том, что в оппозиции очень сильны традиции политической преемственности от первого лица - создателя абхазского государства Ардзинба. Безусловно, Джергения - лицо вне критики или обсуждения. Но в отличие от кандидатов в вице-президенты у конкурентов, трудно сказать, какую именно группу электората она сможет "поднять". Дело в том, что традиционные приверженцы оппозиции - люди, для которых имеют первостепенное значение символы независимости, патриотизма и победы в войне. Но эта часть населения в любом случае останется за оппозицией, безотносительно к тому, будет Джергения вице-президентом или нет. То есть, если наличие Адзинба в тандеме с Шамба поможет последнему получить голоса молодежи, а работа Логуа в тандеме с Анквабом даст кандидату голоса армянского населения, то в случае с Джергения такую крупную электоральную группу найти трудно.

Сергей Шамба и Александр Анкваб явно смотрят в будущее. Они оба, как сказала известный в Абхазии писатель Надежда Венедиктова, "вытащили из толпы толковых сорокалетних мужиков". И Адзинба, и Логуа вполне могут быть преемниками нынешних лидеров республики, той самой новой властной элитой, которую в Абхазии так ждут.

На вопросы GeorgiaTimes о политической ситуации в Абхазии отвечает политолог Юрий Шевцов.

"Не имеет слишком большого значения, победит ли оппозиция или власть. Главное, что власть будет критиковаться и контролироваться людьми, думающими о своем народе и стране идеалистически, глубоко, всерьез. Это не просто "качели", как в США: то одна партия, то другая. Тут иная структура политики. Когда власть критикуется, исходя из духовных соображений. В Абхазии, в ее политической системе есть ряд определенных безусловных плюсов, которые помогут стране безболезненно пережить выборы и пойти дальше. Свой харизматический лидер и опытные чиновники - на самом деле благо для общества. Это идеальная конструкция для политической сцены кавказской небольшой страны. Ее надо беречь", - говорит политолог.