Родители и дети

Армянский голос на абхазских выборах

До сих пор почему-то было принято считать, что армянская община Абхазии должна голосовать в общем порыве за одного кандидата. Но избиратели - не стадо, и хорошо, что у них разные электоральные предпочтения. Ближе к 26 августа, дню голосования, становится все яснее, что голоса армянской общины республики, скорее всего, разделятся между всеми кандидатами.

О расколе можно говорить в организации Армянской общины Абхазии, которая формально представляла интересы армян республики. Среди ее лидеров есть те, которые поддерживают Сергея Шамба и Алексанра Анкваба. Поэтому абхазским армянам в этот раз не дождаться призыва от своей общины голосовать за того или иного претендента.

Конечно, каждый из кандидатов очень хотел бы рассчитывать на поддержку армянского населения, и в условиях, когда этнически абхазский электорат неизбежно разделится на три оппонирующих лагеря, за счет армянских голосов обеспечить себе победу. Но этого не произойдет.

В глазах абхазской политической элиты армянская община выглядит консолидированной, потому что во время двух предыдущих президентских кампаний армянское население в значительной степени поддерживало одного кандидата. В 2009 году армяне голосовали за Сергея Багапша, мечтая о стабильности. Теперь же, когда явного фаворита у президентской гонки нет, армянское население разделится, скорее всего, на сторонников Шамбы и Анкваба.

Для того чтобы понять, о чем на самом деле думают избиратели Абхазии, корреспондент GeorgiaTimes решил адресовать свои вопросы непосредственно самим избирателям.

Карина Ованесян живет в Сухуме и считает, что голоса армянского населения поделятся между разными кандидатами. "Я всегда говорила, что не надо думать, что все армянское население должно быть как один и голосовать за одного кандидата. И в этот раз люди будут голосовать по-разному", - утверждает жительница абхазской столицы.

В Абхазии три крупных анклава со значительным количеством этнически армянского населения. Это Гагрский, Сухумский и Гульрипшский районы. А также несколько сел в Очамчирском и Гудаутском районах.

Никто из кандидатов на пост президента не посмел забыть армянскую общину и приготовил для нее "сюрпризы". Публично о них не говорят, но представители штабов ездят по деревням и убеждают: "если наш кандидат победит, то армяне получат несколько министерских постов в правительстве". И это не единственный креативный ход, который готовы сделать кандидаты.

Еще только планируя кампанию, претендующие на пост президента политики подумали о том, как привлечь армянский электорат. Например, в паре с Анквабом на пост вице-президента баллотируется Михаил Логуа, глава администрации одного из районов Абхазии, где проживает много армян.

В армянской общине тесная коммуникация, однако на общенациональном уровне у нее есть несколько явных лидеров, которые способны привлечь голоса избирателей на сторону того или иного кандидата. Но наличие этих персон в избирательных штабах кандидатов - не гарантия того, что жители армянской национальности будут голосовать именно за тех, на кого эти политики укажут.

Сергея Шамбу поддержал герой Абхазии, бизнесмен и меценат Галуст Трапизонян, который живет в Гагре. Разумеется, там у него много связей - и можно ожидать, что значительное число гагрских армян отдадут свои голоса в пользу выбранного им политика. Хотя в Гагре есть и немало тех, кто недолюбливает Трапизоняна, а значит, проголосует против Сергея Шамбы. Этого же кандидата поддерживает и другой влиятельный армянин, бывший депутат парламента Альберт Капикян, который агитирует жителей центральных районов страны поддержать его.

На стороне Анкваба еще два влиятельных представителя армянской общины - Вагаршак Косян и Сергей Матосян.

За кем пойдут люди, покажет время.

Выпускник Абхазского государственного университета Даур Цецхаладзе - не армянин по происхождению, но живет в Гульрипшском районе, где подавляющее большинство составляет армянское население. По его мнению, значительная их часть намерена голосовать за Шамбу.

"Насколько я вижу, многие собираются голосовать за Шамба. У него хорошая агитация. Хотя много сторонников и у Анкваба и у Хаджимба. Многие еще не определились с выбором, и, скорее всего, будут думать до 26 августа", - говорит Цецхаладзе.

Выборный процесс в маленькой Абхазии - это масса тонкостей, которые будут доступны далеко не каждому социологическому опросу. С некоторыми из таких аспектов нас познакомил житель одного из пригородных сел Сухума Араик Хачатрян.

"Как у нас голосуют? Вот приехали "шамбисты", много чего рассказали. Но на что смотрит народ? Кто из наших с ним. И начинают вспоминать: "а ты помнишь, наша соседка просила его помочь дом оформить, а он не помог". Или, "а ты помнишь, его родственник аварию сделал, из-за которой мой двоюродный брат инвалидом остался". Вот так и голосуют. Потом приедет на встречу другой кандидат, а наши узнают, кто из армян с ним, и тоже начинают обсуждать не то, что Анкваб говорил, а какая репутация у этого армянина. И потом уже по всей деревне ходят обсуждения, кто из этих армян лучше, у кого больше денег, где чей родственник, чем занят. А о том, что сказали сами кандидаты, про их программы все давно уже забыли", - рассказывает сельчанин.