Грузинские СМИ вновь взывают о помощи. Журналист Лазо Лазареишвили, перебравшись в Азербайджан, обратился к президенту страны с просьбой о политическом убежище. Однажды Лазо копнул немного глубже, чем следовало, и его жизнь в Грузии превратилась в череду постоянных преследований и угроз. Это не первый случай, когда представители масс-медиа бегут из страны. Обычно они искали прибежища в России. Удастся ли Лазареишвили добиться своего, учитывая теплые отношения Тбилиси и Баку?
До сих пор самым громким побегом из Грузии было бегство владельца холдинга Georgian Times (не путать с GTimes) Малхаза Гулашвили. Его газета была весьма желтой, издавалась на английском языке, но была очень популярной. После прихода к власти Михаила Саакашвили издание ушло в глухую оппозицию, а Гулашвили и его семья подверглись преследованиям. К судьбе Гулашвили мы еще вернемся, а пока расскажем о Лазо Лазареишвили. Его имя, в отличие от владельца именитого холдинга, не очень известно широкой публике. В 2007 году Лазареишвили издавал газету "Метро", как он сам сказал, "для активной, читающей публики Тбилиси". В этом же году издание закрылось, а у редактора начались проблемы. Прошло уже четыре года с тех пор, как газета прекратила свое существование, но проблемы эти не заканчиваются.
Читайте также: Власти Тбилиси покупают СМИ
В свое время "Метро" могла стать известным изданием, дела, как рассказал в интервью GTimes Лазареишвили, шли неплохо. Издание сотрудничало даже с правительственными структурами, например, с Министерством финансов. Но потом журналисты полезли туда, куда им лезть не следует - в святая святых грузинского режима, в судебную систему. "Метро" провело собственное расследование и выявило возбуждение около 30 уголовных дел против независимых арбитров-юристов, занимающихся рассмотрением экономических споров. Это одна из темных сторон грузинского правосудия. В соответствии с действующим законодательством, экономические споры могут разбирать независимые арбитры. Но где экономика, там и политика, а где политика, там и власть. Одним словом, этих арбитров нередко преследуют, если они пытаются быть независимыми. И газета Лазареишвили накопала тридцать таких эпизодов, когда арбитры сами оказывались под следствием в результате "неправильно" принятых решений. Публикация этого расследования испортила спокойную жизнь журналиста, по совместительству адвоката, который как раз занимался арбитражем и, что называется, знал тему изнутри.
Вскоре Лазо сам оказался подследственным. Одна из сторон судебного разбирательства, недовольная его решением, подала жалобу, причем сразу в прокуратуру. Там мешкать не стали не стали и возбудили дело против Лазареишвили по статье "превышение полномочий". У адвокатов в Грузии тяжелая судьба. Если они в опале, то сразу попадают в тюрьму. То же произошло и с Лазареишвили. Девять месяцев до суда он провел в тюрьме. Суд, разумеется, признал его виновным, но освободил из тюрьмы, назначив тот срок, который он уже отсидел. Еще журналист "попал" на три тысячи долларов штрафа.
Читайте также: Грузинские СМИ под судом без следствия
Освободившись в 2010 году, Лазо решил продолжить бороться за истину. Но уже не с грузинским правосудием, а в международном суде. Он подал две жалобы в Европейский суд по правам человека - на незаконный арест и на сам приговор. Оба заявления приняты в производство. Но стремление журналиста добиться справедливости в ЕСПЧ привели к давлению на него.
"Меня постоянно преследуют неизвестные люди, которые предупреждают, что если не отзову жалобу, то будет хуже. Они представляются как сотрудники полиции. Я обращался в Генеральную инспекцию МВД, но спустя 15 минут эти люди вновь появлялись с угрозами", - заявляет Лазареишвили.
В итоге Лазареишвили пришлось уехать из Грузии. Едва он оказался на азербайджанской территории, отправил просьбу о предоставлении политического убежища президенту страны Ильхаму Алиеву. "Я не получал пока никаких ответов от азербайджанских властей. Продолжаю ждать и надеюсь, что получу здесь убежище", - заявил Лазареишвили в интервью GTimes. В посольстве Грузии в Азербайджане сказали, что не знают человека по имени Лазо Лазареишвили. "Ну что тут комментировать. Это сказал один какой-то сотрудник посольства, который меня не знает", - говорит Лазареишвили.
Свою пресс-конференцию журналист провел в бакинском Институте свободы и безопасности репортеров. Соучредитель Института, известный в Азербайджане журналист Идрак Аббасов, сомневается в том, что Лазареишвили удастся получить политическое убежище. Но, по мнению Аббасова, бояться ему особо нечего.
"Я не думаю, что власти Азербайджана ему дадут убежище. Наоборот, есть примеры, когда они выдавали людей назад, например, в Россию. И если грузинские власти потребуют Лазо, то Азербайджан его отдаст. Но похоже, что Лазареишвили грузинским властям особо не нужен, и он просто останется здесь без каких-либо проблем для себя. Я даже предполагаю, что ему власти вообще никакого ответа не дадут", - сказал в интервью GTimes Идрак Аббасов.
Мы спросили самого Лазареишвили, что он собирается делать в Азербайджане. "За последнее время я много чем занимался - проектами в сфере туризма и так далее. И я найду, чем мне здесь заняться", - сказал опальный журналист.
Мы надеемся, что судьба коллеги сложится хорошо, значительно лучше, чем у другого нашего коллеги - Малхаза Гулашвили. Бежав из Грузии с сыном Давидом, Малхаз направился в Москву. Здесь его в целом неплохо приняли. Он бывал в Общественной палате и общался со многими известными российскими политиками. GTimes связалась с членом Общественной палаты Максимом Шевченко. "Да, они с сыном отправились на родину. Давиду (сыну Гулашвили) необходимо было получать образование. Сделать это в России оказалось трудно. Они не смогли получить гражданство, хотя им обещали. На границе Азербайджана и Грузии Гулашвили задержали. Ему дали полтора года тюрьмы, где он в данный момент и находится. А сына амнистировали", - рассказал нам Максим Шевченко.