Родители и дети

Иран приперли к стенке?

Иран приперли к стенке?. 26175.jpeg

Пятая часть иранского экспорта нефти приходится на Евросоюз. Поэтому европейское эмбарго на импорт "черного золота" из Исламской Республики, которое должно вступить в силу с 1 июля, уже нанесло серьезнейший удар по курсу риала - национальной валюты ИРИ. Похоже, европейцы решили поддержать Соединенные Штаты в стремлении к смене иранского режима. А теперь еще и Япония собралась вбить свой гвоздь в крышку гроба экономики Ирана. Страна восходящего солнца намерена сократить закупки нефти из Исламской Республики.

Вчерашняя договоренность государств Старого Света полностью отказаться от иранских углеводородов - это несомненный успех американской дипломатии. Пока неясно, какими посулами удалось сломить сопротивление наиболее зависимых от иранской нефти стран - Испании, Италии, а особенно Греции, которая получала "черное золото" Исламской Республики по льготным ценам. Правда, ввиду продолжающегося на родине Гомера экономического кризиса, ее потребности в энергоресурсах в ближайшее время вряд ли будут расти. При этом Брюссель мог пообещать грекам поддержать их надежды на реструктуризацию долгов перед частными кредиторами. Афины предлагают им обмен своих краткосрочных бондов, срок погашения которых вот-вот наступит, на более долгосрочные, с доходностью 3,5 процента годовых. Частные держатели греческих облигаций согласны лишь при ставке доходности не ниже 4,5 процентов. И договориться пока не удается. А время поджимает, потому что греческая казна пуста. Так что рычагов влияния на политику Афин у Брюсселя достаточно, что, видимо, и сказалось на внезапной сговорчивости греков. Компенсировать возможную нехватку нефти для европейцев уже вызвалась Саудовская Аравия, стремящаяся уничтожить претендующий на региональное доминирование режим иранских мулл. Эр-Рияд готов нарастить экспорт углеводородов на два миллиона баррелей в день.

Читайте также: Сирийский сценарий для Ахмадинежада

Ужесточение санкций против Ирана напрямую бьет и по его главному союзнику на Ближнем Востоке - Сирии. Евросоюз уже свернул импорт сирийской нефти на фоне продолжающейся в стране гражданской войны, однако это мало отразилось на режиме Башара Асада, поскольку сирийскую нефть (под видом собственной) Европе продавала Исламская Республика. Теперь же и этот пробел в европейском эмбарго для Дамаска закрыт.

Хотя санкции Евросоюза вступят в силу только через полгода, они сразу же ударили по курсу национальной валюты Ирана - риала. А угроза покупательной способности денег - это прямой путь к нарастанию социальной напряженности в обществе Исламской Республики, в котором и так уже идет брожение, особенно среди молодежи. Она устала от средневековых социальных норм, введенных в стране духовенством. Но иранские аятоллы, как это показало подавление беспорядков после избрания Махмуда Ахмадинежада на второй президентский срок, просто так власть не оставят. А это значит, что вероятность военного конфликта, особенно после прохода американских, британских и французских кораблей в Персидский залив, резко возросла. Тем более что от "черного золота" тегеранских мулл выразил намерение отказаться еще один крупнейший потребитель энергоресурсов - Япония.

Читайте также: Иран под турецким прицелом

Первоочередной задачей Тегерана для сохранения политической стабильности внутри страны сейчас является необходимость найти новые рынки сбыта для 30 процентов своего нефтяного экспорта. Часть, конечно, может освоить главный покупатель иранских энергоресурсов - Китай. Благо, темпы замедления его экономики по итогам минувшего года оказались ниже, чем предполагалось. Но даже практически безграничные сырьевые аппетиты Поднебесной не смогут полностью компенсировать Ирану потерю Европы. Концентрация на одном направлении неизбежно приведет к падению цен. Тем более что и китайская экономика потихоньку охлаждается. То же самое можно сказать и об Индии. Но Пекин, по крайней мере, своего союзника не оставит, а для Дели, внешняя политика которого носит внеблоковый характер, вообще неважно, у кого покупать нефть. Но этого нельзя сказать об еще одном крупном потребителей иранских углеводородов - Корее.

Читайте также: Иран и США на грани войны

Сейчас Сеул активно охаживают американские и европейские дипломаты, и если он присоединится к западному эмбарго, международное давление на экономику Ирана может оказаться чрезмерным. И тогда вооруженный конфликт возможен не только в акватории Аравийского моря, но и в Ливане, где сильны позиции спонсируемой Тегераном "Хизбаллы". На новый уровень выйдет и противостояние в Сирии. Что касается пресловутой ядерной программы Исламской республики, то даже не располагая соответствующим арсеналом, Иран представляет опасность, ведь он вполне способен вместо ядерной бомбы создать так называемую "грязную" бомбу - просто начинить боеголовки ракет "Шахаб-3" радиоактивными материалами. Взрыв такой бомбы в атмосфере может привести к радиоактивному заражению значительных территорий. И соблазн растет - до королевства саудитов "Шахаб-3" точно долетит. И до Израиля достанет. Недаром две недели назад там впервые прошли учения по нейтрализации последствий удара "грязной" бомбой.