Родители и дети

Острова Фиджи между Россией и Грузией

Самые счастливые люди, по опросам социологов, живут на островах Фиджи. Как можно еще больше осчастливить их, сейчас пытаются выяснить Россия и Грузия. Первая усиливает свое влияние в Тихом океане, а вторая до смерти боится, как бы островное государство Фиджи не стало шестой страной, признавшей независимость Абхазии и Южной Осетии. Дабы не допустить такого развития событий, Тбилиси подкупает туземцев едва ли не бусами - нетбуками грузинского производства.

На островах Фиджи живет всего миллион человек, но зато они - самые счастливые на белом свете. Это в начале года выяснила Международная компания WIN-Gallup International в ходе социологического исследования. 89 из ста фиджийцев ощущают себя, словно в райском уголке, коим на самом деле является этот тихоокеанский архипелаг размером с Ладожское озеро. Для сравнения, в Грузии счастливыми оказались лишь 9 человек из ста - это одна из самых несчастных стран мира.

И вот делегация Министерства образования несчастной Джорджии, как она именует себя теперь во всех языках мира, кроме родного, едет на острова Фиджи, чтобы еще больше осчастливить аборигенов. Потомкам каннибалов грузины подарили 200 нетбуков собственного производства. Сначала информация об этом подарке появилась на "Радио Нью Зеланд Интернейшенэл", а затем ее подтвердило министерство образования Грузии.

Грузинские гости едва успели вручить свое подношение и отчалить до приезда российской делегации во главе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Он включил Фиджи в график своей тихоокеанской поездки. В Тбилиси струхнули, так как после признания Абхазии и Южной Осетии другими островами этого региона - Науру, Тувалу и Вануату - ничто не мешает и Фиджи уважить просьбу России.

По слухам, признание со стороны Науру стоило российскому бюджету 50 миллионов долларов. Чем Россия отблагодарила Тувалу, осталось неизвестным, но грузины в отношении этой страны испытали огромное разочарование. Сначала она выступала вроде бы на стороне Тбилиси, поддерживая международные резолюции о возвращении грузинских беженцев в Абхазию и Южную Осетию. В знак благодарности грузинское правительство предоставило тихоокеанской стране материальную помощь. Но, израсходовав ее, Тувалу в прошлом году взяла и признала новые государства на Кавказе.

Еще более безответственно повело себя в прошлом году государство Вануату. Сначала премьер-министр Сато Килман подписал с Абхазией соглашение о признании. Потом посол этой страны в ООН опроверг эту информацию. Потом министр иностранных дел ее подтвердил. Но вскоре все правительство ушло в отставку, а новый премьер заявил о приверженности территориальной целостности Грузии. Да только политический кризис в Вануату на этом не кончился, и к власти вернулся Килман, а значит, подписанные им документы опять возымели силу.

Тбилиси после всех этих признаний активизировал дипломатические контакты в тихоокеанском регионе. Глава МИД Грузии Григол Вашадзе в прошлом году отправился в турне по Океании. В числе других стран он посетил и Фиджи, с которой Грузия установила дипломатические отношения только в 2010 году, стараясь опередить абхазов и осетин, занятых поиском желающих признать их независимость.

Вашадзе встречался с премьер-министром страны Джозайя Вореке Баинимарама и постоянным секретарем по вопросам иностранных дел Саипорой Матакаибара. Стороны договорились сотрудничать в области торговли, здравоохранения и образования. Попутно грузины уговорили Баинимараму сделать заявление о поддержке территориальной целостности и суверенитета страны. Взамен Вашадзе пообещал оказывать Фиджи помощь в разных направлениях.

Министр фиджийцев не обманул - 200 нетбуков тому подтверждение. Но уверенности в том, что фиджийцы не предадут грузин, нет никакой. Тбилиси полагает, что Сергей Лавров поехал на Фиджи исключительно за признанием Абхазии и Южной Осетии. Заместитель министра иностранных дел Грузии Давид Джалагания в связи с этим выразил надежду, что Фиджи не поддастся российскому давлению и не окажется в числе таких недоразвитых стран, как Тувалу, Науру, Венесуэла и Никарагуа. "В некоторых случаях взятка предлагалась открыто, а в некоторых - под предлогом кредита", - добавил замглавы внешнеполитического ведомства.

В Австралии и Океании тоже не исключают, что результатом визита Лаврова может стать признание новых государств. Но все же главной целью турне, уверен специалист по внешней политике из университета Окленда Стивен Ходли, является усиление российского влияния в тихоокеанском регионе. Англосаксам, которые до 70-х годов прошлого века держали большинство островов в колониальном рабстве, а сейчас политически и экономически доминируют над этими мелкими государствами, приход России в Тихий океан очень не нравится.

"Мы хотим, чтобы южная часть Тихого океана работала в рамках Форума тихоокеанских островов (Pacific Islands Forum). Мы хотим, чтобы эти страны и дальше с уважением относились к своим традиционным партнерам - Австралии и Новой Зеландии, а также к США и Франции, чтобы все мы работали вместе. Новички мутят воду, новички задают вопросы", - пояснил Ходли журналистам.

Ну а поведение Фиджи эксперт охарактеризовал как ответ обиженного государства. "Фиджи просто нужна диверсификация. Они немного оскорблены тем, что Австралия и Новая Зеландия инициировали введение карательных мер против них и хотят исключить Фиджи из Форума тихоокеанских островов и из Содружества... Фиджи переживут санкции и сохранят такую политическую систему, какую хотят, налаживая при этом активное международное сотрудничество. Так что руководство Фиджи очень довольно этим визитом Лаврова", - отметил Ходли.

И действительно, итогом пребывания Лаврова на островах Фиджи сегодня стало вовсе не признание Абхазии и Южной Осетии, а подготовка будущего соглашения о безвизовом режиме с этой страной. Кроме того, российская сторона выразила интерес к фиджийскому сельскому хозяйству и горнорудной промышленности, а также договорилась сотрудничать в сфере здравоохранения и образования, в том числе - приглашать на учебу больше фиджийских студентов. И стоило ли Грузии разбрасываться нетбуками? Для того чтобы Тувалу и другие страны признали две закавказские республики, Лаврову за тридевять земель ездить не требовалось.