Родители и дети

Косово выходит на свободу

Парламент Косова принял резолюцию, которая предусматривает полную независимость частично признанного государства уже к концу этого года. Это революционное изменение пока не очень заметили в мире. До сих пор значительная часть функций государственного управления находится в руках внешней администрации. Но в Приштине считают, что пришло время определиться с истинным хозяином этой территории. GTimes искала ответ на вопрос, чем является решение властей Косова избавиться от опеки - демаршем или согласованной с Европой акцией.

Принятая резолюция говорит о том, что близится конец эпохи "управляемой независимости" в жизни Косова. Парламент частично признанной страны подавляющим большинство голосов поддержал резолюцию, а премьер-министр Косова Хашим Тачи назвал это решение "началом полной независимости Косова и окончанием этапа международного наблюдения". Теперь главный вопрос таков: принято ли это решение по согласованию с международным сообществом? Или же это демарш Приштины, призванный показать, кто в доме хозяин?

Сербский край оказался под управлением администрации ООН уже очень давно, в 1999 году, после кровопролитных столкновений между албанцами и сербами. С позиции борьбы за независимость автономии, это был несомненно верный шаг. Регион был выведен из под юрисдикции Сербии, вся система гражданского администрирования была выстроена в соответствии со стандартами ООН. Даже если бы проект внешнего управления регионом провалился, то международные структуры никогда бы этого не признали. Но главное - это личные контакты Приштинской элиты и влиятельных персон европейской политики. В принципе, путь к независимости региона был открыт уже тогда, когда в Косове появилась несвязанная с Сербией администрация.

Сейчас в автономии, признанной третью государств планеты, безопасность обеспечивают коллективные силы (KFOR), в составе которых - контингенты многих государств, но костяк которого состоит из стран НАТО. Россия прекратила участие в операции еще в 2003 году. Работает полицейская миссия Евросоюза (EULEX). Можно сказать, на этих двух "китах" держится внешнее управление регионом, осуществляемое под эгидой ООН.

Насколько успешно это внешнее управление, вопрос отдельный. Правовая база международного присутствия в Косове основывается на Резолюции Совета безопасности ООН №1244. В этой резолюции есть много параграфов, в том числе - о необходимости обеспечить возвращение беженцев, которых, как и в других подобных случаях, были сотни тысяч. Как минимум с этим предназначением внешняя администрация не справилась, но зато создала благоприятные условия для движения края к независимости.

Косово объявило о своей независимости в 2008 году, но ничего, по существу, не изменилось. Основные функции управления сохранила за собой администрация ООН. В ее ведении находится милиция и система правосудия, гражданская администрация, формирование гражданских институтов и демократизация, восстановление хозяйства и экономическое развитие. То есть, прямо скажем, все.

Согласимся с тем, что это унизительное состояние для авторов проекта независимого Косова.

Таким образом, ничего неожиданного в резолюции парламента нет. Рано или поздно Косово должно было попробовать скинуть с себя внешние оковы. С этой точки зрения происходящие события кажутся демаршем. С другой стороны, вспомним, что ничего "просто так" в новейшей истории края не происходило. Например, парламент провозгласил независимость в 2008 году в одностороннем порядке, но в 2010 году суд в Гааге принял решение считать этот акт законным. В том, что Приштина позволила себе ослушаться Запад, сомневается и политический обозреватель издания Правда.ру Вадим Трухачев. Он, что называется, в теме, и считает, что этот шаг согласован.

"Не только в этом решении, но и во всей этой истории есть много нюансов, не очень хорошо заметных на первый взгляд. Я уверен, что резолюция не появилась бы без согласия конкретных держав. Например, Германии. Вспомним, что исторически вектор внешней политики Германии направлен на Балканы и Восточную Европу в целом. И здесь сербы воспринимаются немцами как исторические оппоненты. Поэтому поддержка Косова со стороны Германии исторически оправдана и очевидна. И я думаю, что именно Германия может стоять за этим решением", - считает Вадим Трухачев.

Обозреватель выдвигает и другую версию, почему международные структуры пошли на уступки Приштине. Он связывает это с активностью и влиятельностью в Европе албанской мафии, идти вразрез с интересами которой никто не хочет.

В принципе, все звезды выстроились для Косова удачно. В июне этого года заканчивается срок мандата миссии EULEX, и если европейцы будут не против включить зеленый свет для полной свободы Косова, то самое время передать все полномочия правоохранителей местной полиции. Кстати, на практике так и делается. Поэтапно функции государственного администрирования уже не первый год передаются местным властям.

На наши вопросы согласился ответить и историк-балканист Владимир Путятин. Он тоже считает, что депутаты в Приштине принимали свою резолюцию не вопреки, а по согласованию с Европой.

"Если мы рассматриваем краткую историю международного присутствия в Косове, то основная тенденция - это постепенная утрата влияния ООН в регионе и усиление влияния ЕС и НАТО, которые через свои международные органы постепенно передают и создают государственные институты самопровозглашенного Косова. Последнее заявление косовского парламента безусловно было согласовано с Западом и будет использовано в качество дополнительного аргумента в переговорах с Белградом. И данное заявление является одним из заключительных этапов создания полностью независимого государства, к которому шли косовские албанцы все это время при поддержке США и ряда европейских государств".

Проект государства в Косове, конечно, очень сомнительный. Разумеется, глубина вопроса намного серьезнее, чем споры об исторической принадлежности территории и вопросов, кто был раньше. Но на сегодня, в сравнении с другими участниками мирового сообщества непризнанных государств, у властей Косова самая испорченная репутация. Экстраординарный скандал вокруг торговли человеческими органами, к которому может иметь отношение национальный лидер Косова Хашим Тачи, изрядно испортил мнение о новом государстве в мире. Но, по мнению Путятина, на данный момент это уже ни на что не повлияет. "Для Запада скандал вокруг органов, как и для Приштины, является лишь досадной помехой на пути к независимости края и уже не может остановить процесс, запущенный еще в 1999 г. Для мирового сообщества роль злодеев на Балканах по-прежнему играют сербы, а остальные участники конфликта являются жертвами", - сказал Путятин.