Откупиться от Северного Кавказа одними госпрограммами по его развитию России вряд ли удастся. Сколько не создавай рабочих мест, за демографией мусульманских республик не угонишься. Как показала перепись населения России от 2010 года, жителей Северо-Кавказского федерального округа стало на 5 процентов больше на фоне вымирания в большинстве регионов страны. У кавказцев есть только два выхода - миграция вслед за работой или война, пожирающая демографические резервы.
Кавказ по данным последней переписи 2010 года прирос полумиллионом жителей, причем не мигрантами, а за счет собственных успехов в деторождении. Но только не среди русских. Их, как признал Росстат, в СКФО стало меньше на 0,7 процента. Правда, в эту перепись впервые было позволено вписывать слово «казак» в графу «национальность», и по стране набралось 7 миллионов казаков. Учитывались ли эти люди как «русские», из слов главы ведомства Александра Суринова на совещании в Дагестане осталось неясным.
В любом случае, показательно, что неблагополучный в плане экономики и безопасности регион России показал существенный прирост населения. Родившиеся за эти годы через несколько лет встанут на ноги и потребуют места под солнцем. Им нужна будет работа и жилье. Что могут предложить им российские власти?
Трудоустроить полмиллиона народившихся обещает Стратегия развития Северного Кавказа до 2025 года. 330 тысяч пар рабочих рук в перспективе должны будут обслуживать туристический кластер, охватывающий почти все республики. Остальные вакантные места должны появиться в промышленности, в строительстве инфраструктуры, в научных центрах.
Но это обеспечит занятость только прирастающей части населения. А ведь без работы сидит едва ли не половина трудоспособных жителей.
В Карачаево-Черкесии и Дагестане не заняты и не ищут работу почти 35 процентов граждан в возрасте от 15 до 64 лет. В Чечне уровень безработицы доходит до 40 процентов. В Ингушетии и того больше - 42,4 процента. Чем занимаются эти люди и на что они живут?
Если местные безработные не уходят в бандиты, то разводят скот и выращивают овощи. Торгуют плодами своего труда или спекулируют. Вот и живут на эти доходы. И еще получают разнообразные пособия. Александр Суринов привел статистические данные, которые с удовольствием подхватят сторонники лозунга «Хватит кормить Кавказ». «Если в округе 38 процентов населения назвали одним из источников средств к существованию иждивение, помощь других лиц или алименты, а 25 процентов - пособия, включая пособие по безработице, то в среднем по России таких людей соответственно - 28 и 9 процентов. Причем для каждого шестого жителя Северного Кавказа иждивение - единственный источник», - сказал он. При этом средний возраст жителей кавказских республик лишь приближается к 30-ти годам, хотя по стране этот показатель вот-вот перевалит за 40.
То есть на шее у вымирающей центральной и восточной Сибири сидит Кавказ, полный трудовых резервов в самом расцвете сил, и просит, и просит денег. Битый небитого везет. Если Суринов хотел, чтобы возникла такая ассоциация, то он своего добился.
На самом деле в иждивенцы кавказские народы попали не совсем по собственной инициативе. Как и по всей стране, после развала СССР здесь рухнула налаженная экономика. Свой вклад внесла и чеченская война. Промышленность загнулась совсем. Аграрный комплекс ужался до минимума. Сельхозпредприятия еле дышат от несоразмерности цен на продовольствие и минеральные удобрения с горючим. При этом зарплаты на селе настолько низки, что проще получать пособие по безработице и вести собственное хозяйство, чем вкалывать на хозяина СХП.
О том, что надо восстанавливать экономику, создавать рабочие места и трудоустраивать мигрирующий из СКФО в центральную Россию народ, сказано уже немало. Но почти во всех республиках сетуют, что эти разговоры так и остаются декларациями о намерениях, словно федеральный центр боится излишней экономической независимости Северного Кавказа. А скорее всего, дело в пресловутой коррупции. При рыночной экономике инициатива создания предприятий должна исходить от частных лиц. А им не дают проявить себя алчные чиновники, торгующие согласованиями и печатями.
Вторая причина большого количества иждивенцев - это ватаги детей. Если в России средний размер семьи - три человека, например, мама, папа и ребенок, то на Кавказе средним показателем является семья из четырех человек. А треть населения живет в домохозяйствах с пятью и более членами семьи. Каждая пятая семья - многодетная, хотя по России таких не больше 6 процентов.
Возникает вопрос, зачем кавказцы рожают, если вокруг такая неустроенность? Но общеизвестный факт, что в регионах мира с более низким уровнем развития рождаемость выше, чем в развитых странах. Так и на Кавказе, где есть республики, в которых на каждую тысячу человек около 30 не имеют даже начального образования. А если и имеют, то иногда его образованием назвать трудно. Знакомая учительница рассказывала о дагестанском отличнике, которому после переезда на Ставрополье она не могла ставить оценки выше тройки.
Будут ли переживать дремуче необразованные родители, что их чадо в будущем столкнется с еще большими трудностями, чем они? Вряд ли. Дайте кавказским женщинам возможность получать хорошее образование, востребованную специальность, и они уже не будут так зависимы от традиционного уклада. Они сами будут управлять своей судьбой и решать, сколько детей они хотят иметь. Это неизбежно приведет к сокращению рождаемости. Кстати, на Ставрополье многие дагестанские семьи меняют уклад жизни, и растят не десяток детей, а двух, максимум трех. Потому что родители уже больше не сидят дома, а находят работу. Да и детей стараются не только прокормить, но и выучить.
Сказывается на рождаемости и неумолимая исламизация Северного Кавказа, которая подчиняет семейную жизнь нормам шариата и не позволяет планировать семью. В этом смысле почти все республики - часть исламского мира, а он в данный исторический период переживает демографический бум. Завидовать этому не стоит, так как эта стадия развития обычно сопровождается катастрофами и войнами, что мы уже наблюдаем на южных рубежах России. Чтобы избежать дальнейшей эскалации конфликтов, кавказскую молодежь нужно либо трудоустроить на месте, либо распределить по всей России, как предлагает полпред в СКФО Александр Хлопонин. Пока ни тот, ни другой проект полностью не реализован, и Кавказ сам сжигает лишние демографические ресурсы.