Слова адвоката Дагира Хасавова о шариатских судах, не успев прозвучать, уже вызвали шум, который не умолкнет, как минимум, неделю. Как это и водится, уважаемые участники дискуссии не утруждали себя прениями и сразу вынесли приговор: мусульмане готовят православным ответ на прошедшее молитвенное стояние у Храма Христа Спасителя. Путин ситуацию не контролирует, Церковь нас предала и т. д. Потом выяснилось, что канал Рен-ТВ вырвал фразу из контекста и сделал на пустом месте сенсацию, которая чуть не привела к гражданскому противостоянию.
Дагир Хасавов объяснил, как все было. По его словам, съемочная группа Рен-ТВ приехала к нему в офис 23 апреля. Как говорит адвокат, визит журналистов и последующие расспросы застали его врасплох. "У меня в это время были клиенты", — рассказал он журналу PublicPost. "Я думал, мы просто разговариваем, я им объяснял многое". К своему сожалению, адвокат не знал, что за материал готовят "рентэвэшники". "Если бы знал, то был бы аккуратен в словах". Ему не понравилось, что журналисты не скрывали в общении с ним, мусульманином, своего пренебрежительно-брезгливого отношения к его вере. "Они все время говорили "понаехали-понаехали", намекали на то, что мусульмане, словно пришельцы с Луны", — сказал Хасавов.
Адвокат собирается подать против канала иск. "Они ни в чем не разобрались, а просто быстро сделали горячую сенсацию. Я думаю, это журналистский голод. Тем нет — выборы и митинги закончились. Вот они нашли горячую тему и решили в экстренном порядке показать. Я им советовал, у кого взять интервью в Общественной палате. Я хотел, чтобы было многостороннее мнение. Но они сказали, что им ничего не надо, горячие факты поймали. Но я-то и не знал, что они поймали", - сожалеет адвокат.
Читайте также: Нет — эфирной провокации!
Как водится, обстоятельные реплики адвоката были потом обрезаны и смонтированы в нужном для канала ключе. О чем говорил адвокат? " Я объяснял съемочной группе, что процессы миграции привели к тому, что в России живет много мусульман из Азии. Их менталитет и уклад жизни не такой, как у мусульман Кавказа. Мы исповедуем одну религию, но живем по-разному. И между нами тоже происходят конфликты. Мы говорим, прежде всего, о себе. Внутри нас есть проблемы. И ко мне обращаются люди из регионов и говорят, что в Центральной России есть группы мусульман, которые принимают фетвы из Саудовской Аравии и исполняют их здесь по тому или иному вопросу. Я хотел сказать, что это опасная тенденция для государства".
Хасавов озвучил для журналистов свое предложение о создании в рамках существующего права "мусульманского союза, правозащитного центра или профессионального адвокатского бюро". Далее прозвучала фраза о шариатских судах, которая, собственно, и наделала шума. На самом деле, адвокат имел в виду дела гражданского права: разводы, раздел имущества, завещания и так далее. Шариат можно интегрировать в досудебное урегулирование вопроса или использовать как третейский суд. Я готов взять на себя работу по разработке пути инкорпорирования мусульманского права. Ведь ряд проблем и коллизий, которые случаются с мусульманами, светский закон не может урегулировать. Поэтому мусульмане обращаются к шариату. Например, развод супружеской пары, которая заключала религиозный брак, но не светский", — сказал адвокат.
Сути это не изменило. Месседж репортажа был однозначным: в России вводят шариатские суды! В качестве иллюстраций были использованы сцены из американского фильма, где обвиненную в измене мусульманку побивают камнями. На закуску взбудораженной публике еще раз напомнили историю несчастной иранки Сакине. Стоит сказать, что живая и здоровая Сакине Аштиани сейчас только тем и занимется, что опровергает все то, что наговорили о ней в прессе. В общем, прессе все равно. Заказ выполнен, а факты — дело десятое. Вообще, что с ними, мусульманами, разговаривать?
Читайте также: Чеченский ислам: поход на Россию отменяется
Даже малосведующий в исламе и межконфессиональных отношениях человек понимает, что вопрос с шариатом сложен и неоднозначен. Любая неосторожная реплика может привести к взрыву. Эту тему для Gtimes прокомментировал Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ):
"Если под шариатом понимается общая юридическая система, которая базируется на средневековом мусульманском праве — это одно дело. Естественно, что для современной России это право совершенно не годится, потому что эта система права сразу полезет в противоречия с светскими законами. Совершенно другое дело, когда речь идет о личном, глубоко индивидуальном образе жизни, который базируется на моральных и нравственных ценностях ислама. Об этом в России еще можно говорить. Нужно понимать, что шариат — это всеохватывающая исламская правовая система. В условиях светского государства разговор о шариате нуждается в конкретных формулировках. Например, если верующий мусульманин хочет есть только ту еду, которая разрешена исламом, он свободно может это делать, и светские законы России этому не мешают. При каждой мечети есть халяльные столовые. Во многих городах России есть халяльные кафе и другие торговые точки, где каждый желающий может купить или заказать на дом ту еду, которая разрешена для употребления мусульманам.
Если человек хочет, например, совершать пять раз в день намаз, российские законы этому не мешают никак, так как этот молящийся не нарушает законов светского государства. Но если какой-то человек предлагает ввести в светской России, например, нормы уголовного шариатского права, обязательно будет конфликт со светским правом. Представим себе ситуацию. В России вводят параллельную шариатскую уголовную систему. Мусульманин, гражданин России, совершает преступление. По каким его законам судить, по Уголовному кодексу РФ или по шариатскому праву? Уже здесь налицо противоречие. А если в отношении мусульманина совершил преступление немусульманин, человек другой веры или просто неверующий? Как мы поступим в этой ситуации? Здесь противоречие еще более глубокое, чем в первом случае.
Моя позиция здесь такая. Любые разговоры о необходимости введения в России шариата носят, по большей части, характер намеренной провокации. Эти разговоры будут не объединять, а раскалывать российское общество. Опыт республик Северного Кавказа, где стали вводить шариат, это показывает. Конечно, его ввели не повсеместно, где-то частично, где-то целые районы полностью стали шариатскими, как, например, в Дагестане. Но то, что мы видим, показывает, что на Кавказе начался процесс архаизации общества. Мы видим возвращение к средневековым нормам права. Были разговоры на эту тему. Они свелись к одному: российским мусульманам нужно определиться, чего они хотят на самом деле. Мусульмане должны сказать: они хотят идти вперед или назад?
Очевидно, что репортаж "Рен-ТВ" — это повторение провокаций, прозвучавших из уст муфтия Нафигуллы Аширова. Нафигулла Аширов предлагал устроить в российских городах отдельные мусульманские кварталы, где будут жить только по шариату. Аширов лоббировал в России опыт Западной Европы, опыт закрытых гетто, куда белому человеку лучше не соваться. Я, как мусульманин, такое не поддерживаю никоим образом. Одно дело, когда речь идет об индивидуальном образе жизни по нормам ислама. Совсем другое, когда речь идет о коллективном, повсеместном распространении этих норм, вне зависимости от желания человека. На Северном Кавказе идут по пути "шариата для всех". Хочешь, или не хочешь ты должен жить по шариату, ты будешь жить по шариату, и точка. Такой подход — путь в никуда. В таком случае наступает цивилизационный антагонизм. Северокавказские республики, благодаря экспериментам с шариатом, сейчас цивилизационно и ментально отличаются от России. Они постепенно отделяются от России, да и сама Россия сейчас на них смотрит не более чем как на некий балласт. Это — крайне печальная тенденция.
Путем несложного анализа можно сделать вывод: провокатором выступил канал "Рен-ТВ", а не адвокат Дагир Хасавов. Ну что ж, коллеги. Добро пожаловать в теплую компанию к попу Гапону и сумгаитскому уголовнику Эдуарду Григоряну. Пресса как никто другой отвественна за свои слова.