Родители и дети

Россия и Кавказ нуждаются в Совете

В России создан Совет по межнациональным отношениям. Возглавил его сам президент Владимир Путин. Пока еще не ясно, станет ли Совет органом "оперативного реагирования" на конкретные межнациональные столкновения, или же это будет структура, которой удастся создать новую концепцию межкультурного диалога в России. О необходимости создания в РФ структуры, которая была бы потомком канувшего в лету Министерства по делам национальностей, говорили давно. Теперь, когда она появилась, весь вопрос в том, каков ее потенциал.

5 июня около торгового комплекса "Европейский" в Москве опять произошла большая драка, на этот раз между фанатами "Спартака" и чеченцами, как говорят, вновь "крутыми" - кто-то из них вроде бы размахивал "ксивой" ФСБ. Эта новость не стала столь скандальной, как прежние подобные, однако некоторое количество комментаторов вновь высказали мысль о том, что "кавказцы зарвались" и ведут себя не так, как принято в российском обществе.

Это одна сторона медали. Другую сторону можно видеть почти на любом кавказском форуме, где рассказываются жуткие истории о притеснениях кавказцев в центральной части России.

И то, и другое - правда. Оставим в стороне специфический вопрос мигрантов и в целом адекватные взаимоотношения с исламскими культурами Поволжья и Урала, остановимся на "кавказском вопросе". Межнациональные трения ощутимы. Можно сказать - имеет место межкультурный конфликт.

Сейчас же самое интересный вопрос - чем займется Совет по межнациональным отношениям, новая структура, о необходимости создания которой чуть ли не кричали на всех перекрестках. Проблемы носят не частный, а глобальный характер, и натыкаются на пропасть между российским и кавказским миром. Эти две культуры не просто не похожи, они совершенно разные. Российская культура - это, по существу, массовая культура страны с огромным пространством. В этой культуре, в плане взаимодействия между человеком и обществом, первично только одно: наличие гражданства, которое определяет принадлежность к стране. Все остальное - социальный статус в локальной среде обитания, происхождение, региональная принадлежность, фамилия и так далее - в общем пространстве существенного значения не имеет. Поэтому большая Россия - это огромная масса "безымянных" людей.

Кавказские культуры, напротив, предельно коллективистские. Абсолютно каждый человек в ней - это чей-то сын, имеющий отношение к такому-то роду, к такой-то фамилии, из такого-то региона. Если в общей российской культуре семья - это, как правило, абсолютно замкнутое пространство, то кавказские культуры - как матрешки: каждая семья принадлежит к одной еще более большой семье, роду, региону и т. д.

Эта социо-культурная реальность формирует на Кавказе совершенно другое отношение к жизни. Человек с раннего детства усваивает навыки поведения и взаимодействия в рамках давно установленной в обществе традиции. Он четко знает, где и как себя вести, с кем разговаривать стоя, а мимо кого пройти, не поздоровавшись. А самое главное, растущий в своей естественной среде кавказец всегда знает, что есть некий "большой глаз" общества, который постоянно наблюдает за тобой и твоим поведением. Проще говоря, общественное мнение имеет огромное влияние.

Если этот человек оказывается вне своей среды обитания, он немедленно чувствует определенную долю свободы от жестко уставленных норм поведения и массы табу. Если он приехал, условно говоря, в Махачкалу, то он уже может вести себя посвободнее, лишенный постоянного наблюдения близких. А теперь давайте представим себе, что он оказался в абсолютно свободной Москве, где для него нет никаких ограничений. Во-первых, он видит общество, живущее по его меркам вне всяких правил, и это общество не вызывает у него уважение. Во-вторых, описываемый нами условный кавказец отлично понимает полное отсутствие прежних ограничителей. В этой ситуации люди ведут себя по-разному. Кто-то начинает пить, гулять, а кто-то хамит людям на улице и задирает прохожих.

Наш условный кавказец - это молодой человек, воспитанный в наше время и не имеющий особого опыта сосуществования в "большой России". За два последних века все северокавказские культуры выработали опыт совместной жизни в рамках разных культур, и поэтому люди старшего поколения, интеллигенция, элиты, отлично умеют адаптироваться к российскому образу жизни и принимать его таким, какой он есть. Но разница между культурами никуда не девается, а конфликт усиливается именно за счет прихода в жизнь молодежи, которая не умеет принимать эту разницу менталитетов.

В Москве любят повторять одну фразу: "В чужой монастырь со своим уставом не ходи", имея ввиду, что приезжим с Кавказа надо вести себя так, как принято здесь. Но проблема в том, что устава на самом деле нет. А как принято? С точки зрения даже вполне цивилизованного жителя Кавказа, принятая в России массовая культура - культура поведения, отношения между людьми, и т. д. - это верх духовной деградации, и уж во всяком случае не некий стандарт, который можно принять.

Это совсем не значит, что российское общество пережило смерть нормальных ценностей. Все дело в том, что российское информационное пространство пропагандирует один тип культуры, далекий от консервативных ценностей, а сами ценности - пусть духовные, культурные, опирающиеся на наследие - остались в рамках семьи, жизнь которой, как и принято в индивидуалистской культуре, закрыта толстыми стенами российских многоэтажек. Таким образом, в современной российской культуре есть две культуры, из которых на поверхности находится только одна, мягко говоря, не несущая в себе ничего ценного - "культура плебса", в которую никакой нормальный человек интегрироваться не захочет. И чтобы люди вели себя "как принято", должно быть понятно, что принято в этом обществе.

В общем, корень российско-кавказского межкультурного конфликта лежит совсем не на поверхности. Это разница менталитетов, типов культур, образа жизни. Многие из этих барьеров можно будет преодолеть, если культурный облик России будет притягателен и будет нести в себе позитив, тот самый устав, по которому захочется жить.

Но вернемся в начало. Мы говорили о создании Совета по межнациональным проблемам. Из текста указа можно сделать много выводов, кроме одного: какого типа будет эта структура? Она будет решать прикладные задачи и реагировать на мордобои у "Европейского", либо же станет центром фундаментального решения проблем? Для решения "кавказского вопроса" нужно очень многое. Надо наконец уйти от советского типа общества "интернациональной дружбы", в котором разные культуры одной страны развиваются в противоположном направлении, а так называемая дружба народов - одно большое лицемерие. Все проблемы, которые сейчас есть, являются прямым результатом этой возведенной в абсолют бездарной политики, продолжавшейся в течение многих десятилетий. Поэтому новая структура будет интересна не только заявлениями своих руководителей, но и стратегическим видением решения задач. Лишь бы только это видение было.