Родители и дети

Смерть Валиуллина — трагическая случайность?

Адвокат Рустам Валиуллин, известный по громким делам, связанным с мусульманами России, исчез в конце июня в Горном Алтае. Полиция почти сразу сообщила, что адвокат утонул в реке Катунь, но доказательств его гибели не было. Исчезновение Валиуллина породило множество самых разнообразных версий, вплоть до убийства. 3 июля сообщили, что его тело было найдено в 30 километрах от Катуни. Следствие пока этот факт не комментирует. Что же могло произойти с юристом, известным своей правозащитной деятельностью? По этому поводу с GTimes беседовали эксперты.

Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России.

"Я слышал о его гибели, которая не была подтверждена как факт. Об обстоятельствах я, к сожалению, ничего не знаю. Несомненно, подобные случаи всегда выглядят двойственно. Горы есть горы, и я сам неоднократно был в горах в крайне опасных ситуациях. Горы - идеальное место для нечистой игры. При нечистой игре, проведенной в горах, выдать ликвидацию человека за несчастный случай ничего не стоит. В горах, а в частности в горах Алтая, ты можешь расстаться с жизнью при любом шаге: при переходе горной речки, подъеме или спуске. Все зависит от того, что там делал Рустам Валиуллин. Скажу Вам: даже самый облегченный вариант горного туризма создает массу острых ситуаций. Если там была нечистая игра, то точно действовали профессионалы. Поэтому доказать что-либо весьма сложно".

Читайте также Убийство Мехтиева за деньги ваххабитов

Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований.

"Рустама Валиуллина сейчас позиционируют как человека, который защищал права российских мусульман. Но не уточняют одного: кого именно он защищал. А он защищал мусульман, осужденных за экстремизм: хизбутчиков, ваххабитов, салафитов. Сам он работал в Ижевске, в так называемом Прикамской правозащитном центре, созданном под эгидой небезызвестной Хельсинкской группы.

Его подзащитными в основном были активисты "Хизб-ут-Тахрир" из Татарстана, Башкортостана, Оренбуржья. В последнее время "хизбутчики" там активизировались, и им нужна фигура правозащитника, которого российские власти якобы сознательно устранили, поскольку тот мешал России в ее якобы антиисламской деятельности. В реальности же после его гибели муфтий Алтая публично заявил, что не было никакого убийства Валиуллина. Адвокат действительно приехал на Алтай, поехал на Катунь купаться и утонул. Но потом муфтий Алтая неожиданно изменил свою позицию. Потом он стал утверждать, что якобы ФСБ специально устроило дело так, чтобы Валиуллин утонул во время отдыха на Катуни.

Рустам Валиуллин защищал экстремистов, сообщают, что даже порой работал бесплатно. Себя он называл адвокатом мусульман. При этом Валиуллин порой действовал вполне справедливо. Например, он протестовал как юрист против того, чтобы ряд книг, входящих в Сунну, зачесывали под одну гребенку с действительно экстремистской литературой и запрещали в РФ. Он вполне справедливо критиковал многих специалистов, назначенных экспертами по исламской литературе. Собственно, по сведениям СМИ, на Алтай он поехал после нашумевшего процесса в Оренбурге, где представлял интересы мусульманского книгоиздателя Асланбека Эжаева. Те люди, которые пиарят погибшего адвоката как "жертву", связывают несчастный случай на Алтае с этим процессом. В Оренбурге хотели запретить несколько книг, которые входят в Сунну. Экспертиза по досадной ошибке записала их в запрещенные, потом долго извинялась, но среди мусульман России по этому поводу до сих пор есть недовольство.

Читайте также Запрет на ислам начинается с книг

По словам этих мусульман, несчастный случай с Валиуллиным действительно выглядит весьма странно. Могу добавить следующее. Валиуллин сам инициировал судебные иски против экспертов, которые били тревогу насчет "Хизб-ут-Тахрир" или ваххабизма. Например, Валиуллин хотел в Татарстане возбудить дело против Яны Амелиной, которая якобы оскорбила чувства мусульман. Он привлек каких-то пожилых татарок из Нижнекамска, которые под копирку дали показания против Амелиной, но уже на первом этапе следствие завернуло весь процесс, так как не было состава преступления".