Родители и дети

Операция по обезоруживанию грузинской оппозиции

Сама Нино Бурджанадзе не сдается. Уже после «оружейного скандала» она встретилась с помощником заместителя госсекретаря США Мэттью Брайзой и послом США в Грузии Джоном Тэфтом. Нино Анзоровна выразила готовность сотрудничать со следствием. При этом она отрицает какую-либо связь одного из задержанных - Росина Бугашвили - с ее партией. «Роин Бугашвили никаких полномочий в партии не имеет, с ним не знаком ни один полноправный член партии», - цитирует ее ИА GHN. Еще один задержанный - член «Демократического движения - Единой Грузии» Георгий Церцвадзе - частично признал свою вину. Остальные ее отрицают. Городской суд Тбилиси приговорил их к двум месяцам предварительного заключения. Все эти «шпионские страсти» шокируют общественность. «Все они хороши: и те, кто у власти, и те, кто к ней рвется», - именно так в большинстве своем описывают ситуацию в Тбилиси.

В Грузии не утихают споры - сфабрикованы видеозаписи МВД или нет. Экс-глава информационно-разведывательной службы Ираклий Батиашвили заявил агентству «Медианьюс»: «Я сам стал жертвой монтажа, когда мой разговор с Эмзаром Квициани в 2006 году кустарно смонтировали. Что же касается распространенного 23-24 марта МВД видеоматериала, то при современной аппаратуре, нет ничего невозможного. Удивляюсь, что требуют независимой экспертизы. Наверно не знают, что в Грузии не существует независимой экспертизы». А режиссер Георгий Шенгелая придерживается другого мнения: «Абсурдно считать, будто записи сфабрикованы, - цитируют его грузинские СМИ. - Как профессиональный режиссер, могу заявить, что эти материалы - настоящие. Для восстановления доверия Бурджанадзе остается лишь утверждать, что показанные на видеоленте люди - не члены ее партии».

Спор может продолжаться долго. В итоге, все останутся при своем мнении. Но уже ясно - власти добились поставленной цели. Партии Бурджанадзе и Ногаидели (двое из задержанных входили в «Движение за спасение Грузии») сильно дискредитировали себя. Конечно, предстоит еще выяснить многие обстоятельства. Но люди растерялись. Настрадались уже грузины - и в новогодние дни 90-х, когда Шеварднадзе вернулся в грузинскую политику; и во время войн в Абхазии, Южной Осетии; и в августе 2008-го. Бряцаньем оружия в Грузии уже не удивишь. Однако в недрах грузинского общества созрело неприятие даже любого упоминания о военном противостоянии.

Получается, накануне массовых акций двух претендентов на свое место Саакавшили без труда нейтрализовал. Но оппозиция не опускает голову и заявляет, что не намерена отменять протестных мероприятий. Правда, к чему они приведут? Так, эксперт Мамука Арешидзе, как передает GHN, приходит к выводу: «Это (обнародование МВД видеозаписей - И.П.) аморальное действие со стороны руководства и прямо служит дискредитации оппозиции. Подозреваю, что руководство достигнет цели. Потому что у людей нет информации. Они надеются только на телевидение, особенно в регионах. И те кадры, которые были показаны, в обществе вызовут недоверие к оппозиции. Люди потеряют желание на акциях протеста встать в ряды оппозиции. Факт, что в кадрах видно безосновательное хвастовство и бравада, и что люди на них являются провокаторами и засланными. Все было сделано ради того, чтобы сбить активность общества».

Что ж, не так давно Михаил Николаевич признался американской The New York Times: «Если бы я был в оппозиции, то разрушил бы это правительство в три месяца. Я знаю как, но не хочу учить их (оппозицию - И.П.)». Судя по всему, Саакашвиили знает и как разрушить оппозицию. В результате нынешней «шпионской истории» власти заручились еще одним козырем: на фоне конфронтации и запугивания общества они вновь декларативно призвали оппозицию к диалогу. Так, 25 марта председатель парламента Давид Бакрадзе, который находится с визитом в США, обратился к согражданам с телеобращением: «Единственный путь к разрядке ситуации всегда заключается в диалоге, - сказал он. - Еще раз заявляем, что мы готовы к такому диалогу и готовы не риторически, а в виде конкретных шагов».

Как будут развиваться события дальше, не рискуют прогнозировать даже грузинские эксперты. Полагают, что после нынешней «разборки» кто-то откажется от участия в весенних акциях протеста. Ну, а те, кто придет, будут злее по отношению к властям. Хотя и власти запаслись оправданиями для своих действий: мы, мол, предлагали диалог, но оппозиция его отвергла, поэтому применение силы по отношению к ней оправдано. На всякий случай власти ставят железные решетки на окна в здании парламента, перед которым намечена акция 9 апреля.

Ирина Пташковская

Настроенные оппозиционно группы гражданской общественности 15 марта собрались в Тбилиси, у памятника Шота Руставели с лозунгами «Миша уходи - будущее будь осторожнее».

Фото: Интерпрессньюс