Родители и дети

Что выиграет семья Патаркацишвили?

Грузинская прокуратура начала изучение действий прежних властей Грузии в отношении бизнесмена Бадри Патаркацишвили и членов его семьи. Надзорное ведомство полагает, что единственной целью Михаила Саакашвили и его команды было завладеть имуществом покойного бизнесмена. Сможет ли семья Патаркацишвили доказать свою правоту в суде после обнародования деталей сделки между ними и прежними властями Грузии?

Мировое соглашение между семьей покойного грузинского бизнесмена Бадри Патаркацишвили и властями Грузии вовсе не было столь мирным. Прокуратура Грузии расследует преступные действия прежних властей в отношении как самого Патаркацишвили, так и членов его семьи.

Речь идет о присвоении властями Саакашвили имущества Патаркацишвили, в том числе телекомпании "Имеди". Поскольку в грузинских судах семья Патаркацишвили ничего добиться не смогла, в 2008-м году она обратилась в Международный арбитражный суд с требованием вернуть телекомпанию "Имеди" или возместить ущерб на сумму 400 миллионов долларов. Почуяв неладное, власти стали давить на родственников покойного бизнесмена, в результате чего и было заключено соглашение, которое оставалось тайным до недавнего времени. Как выяснилось, в обмен на отказ от продолжения судебных тяжб, семье Патаркацишвили передали Руставский металлургический завод и несколько предприятий поменьше, а также списали налоговую задолженность 17-ти предприятий. Однако им пришлось отказаться от телекомпании "Имеди" и другого имущества, которое до того принадлежало Бадри Патаркацишвили.

Прокуратура, ссылаясь на текст рассекреченного соглашения, отмечает, что в "разборку" с семьей Патаркацишвили были включены властные структуры Грузии в полном составе — министерство юстиции, МВД, Департамент конституционной безопасности, Минобороны, Налоговый департамент и Финансовая полиция, мэрия Тбилиси, а также Национальная комиссия по коммуникациям. В рамках следствия прокуратура обвинила мэра Тбилиси Гиги Угулаву и бывшего министра обороны Грузии Давида Кезерашвили. Именно они, по данным следствия, были реальными бенефициарами бывших учредителей телекомпании "Имеди" — оффшорных компаний, зарегистрированных в Панаме.

Следует также отметить, что "Имеди" у Патаркацишвили отняли после 7-го ноября 2007 года, когда в здание телекомпании ворвался вооруженный спецназ. Это был первый и последний случай в истории современной Грузии, когда вещание ТВ было остановлено под дулами автоматов. Семья Патаркацишвили смогла вернуть телекомпанию лишь спустя 5 лет, вскоре после парламентских выборов 2012 года. Правда, и здесь не все прошло гладко. Претензии на "Имеди" предъявил сводный брат покойного Джозеф Кей. Впрочем, договориться с Кеем оказалось несложно, и телекомпания, основанная Бадри Патаркацишвили, все же была возвращена его семье.

Гриф секретности с документа, подписанного семьей покойного бизнесмена и правительством Грузии, был снят несколько месяцев назад. Однако нынешние власти не опубликовывали это соглашение до тех пор, пока его не согласилась предать гласности семья покойного бизнесмена.

Эксперт по политическим вопросам Петре Мамрадзе говорит, что одного обнародования данного соглашения не достаточно для привлечения конкретных лиц к уголовной ответственности. "Семья Патаркацишвили должна рассказать, какое давление было оказано на нее, — сказал Мамрадзе в интервью GeorgiaTimes. — В противном случае вторая сторона будет утверждать, что это была просто взаимная договоренность, которая всех устраивала. Подобные вещи решал лично Саакашвили вместе с Мерабишвили и Адеишвили. Затем, конечно же, министерство юстиции и другие структуры оформляли все необходимые документы, чтобы все выглядело законно. Для меня очевидно, что на семью было оказано очень серьезное давление, фактически ей выдвинули ультиматум. Возможно, им даже дали определенную компенсацию, но факт, что это не было сделано по инициативе родственников Патаркацишвили и по их воле".

"Уже появились т. н. эксперты-юристы, которые говорят, что законодательство Грузии этим соглашением не нарушено, что там все по закону и это никого не касается, — отмечает эксперт. — Но ведь закон не нарушался и в случае с "ночным нотариусом", когда бизнесмены в течение многих лет у одного и того же нотариуса, причем в три часа ночи, подписывали документы о передаче своего имущества государству. Я не исключаю, что некоторые бизнесмены и сегодня напуганы так, что они до сих пор не признают, что были вынуждены пойти на это соглашение под давлением.

"Конечно, закон не запрещает бизнесмену передавать имущество министерству экономики, но мы же не маленькие дети и понимаем, что происходит. Так что обнародование этих документов является доказательством давления со стороны государства для любого здравомыслящего человека, но не для закона и суда", — говорит Мамрадзе.

Захочет ли семья Патаркацишвили снова начинать судебные тяжбы, и чего она добьется, если выиграет эти дела? Того, что компенсацию придется платить уже нынешним властям Грузии. Потому-то, видимо, и предложили семье разгласить условия этого договора, тем самым расставив все точки над "i". Чтобы за финансовые махинации Саакашвили и его команды не пришлось отдуваться нынешнему премьер-министру Гарибашвили и "Грузинской мечте". Выходит, что неофициально нынешние власти Грузии тоже подписались под этим договором.