Новости психологии

Грузия и Южная Осетия обменяются заключенными

Тбилиси и Цхинвал договорились об обмене заключенными. Каждая из сторон готова отпустить по 13 человек. Такое соглашение было достигнуто на встрече участников Механизмов по предотвращению и предупреждению инцидентов (МПРИ) в приграничном с Южной Осетией грузинском селе Двани.

Сегодняшняя Дванская встреча оказалась беспрецедентно короткой по времени. Сторонам понадобилось чуть больше часа, чтобы обговорить детали соглашения, достигнутого на прошлой неделе во время очередного раунда Женевских дискуссий.

В ближайшие дни Тбилиси и Цхинвал намерены обменяться 26 заключенными - по 13 с каждой стороны. Глава грузинской делегации Шота Утиашвили сообщил, что Цхинвалу будут переданы два российских гражданина, которых задержали недавно на территории, подконтрольной Тбилиси. Среди остальных есть и те, кто был арестован, по словам Утиашвили, до августовской войны за менее тяжкие преступления, такие как воровство или наркотики.

Прежде Тбилиси категорически отказывался освобождать осетин, арестованных до августовской войны. Здесь считали, что обменивать следует только тех, кто был задержан после вооруженного конфликта 2008 года и в связи с ним. Но это не единственное принципиальное новшество в позиции Тбилиси: теперь не только югоосетинские представители, но и Утиашвили настаивает, чтобы обмен задержанными проводился по принципу "всех на всех". Но, несмотря на такое единомыслие, в цхинвальском изоляторе даже после обмена останутся еще четыре человека. Их имена Утиашвили отказался назвать, отметив мимоходом, что в заключении они остаются по вине цхинвальских властей.

"Это вопрос не к нам, а к ним, потому что мы требуем [обмена] "всех на всех", чтобы этот вопрос вообще больше не стоял на повестке дня", - сказал грузинский представитель.

У главы югоосетинской делегации Мераба Чигоева, в свою очередь, претензии к тбилисским властям. По его словам, после намеченного обмена в грузинских тюрьмах останутся еще около 10 человек, на чье освобождение надеется Цхинвал. Так что, несмотря на готовность обеих сторон, обмен "всех на всех" не получается. Говорит Мераб Чигоев.

"Если бы это случилось, это было бы, наверное, очень значительным шагом вперед в достижении понимания. Но, увы, пока этого нет. Мы, как правило, опять говорим об [обмене] определенного количества на определенное количество", - сказал Чигоев, пишет "Вестник Кавказа".

Он также рассказал о других обсуждавшихся на встрече вопросах: "За период, прошедший с предыдущей встречи 22 ноября по сегодняшний день резко сократились факты пересечения государственной границы Южной Осетии с Грузией. Всего за этот период было зафиксировано13 фактов нарушения границы, что значительно меньше по сравнению с аналогичными фактами, имеющими место в предыдущие месяцы".

В то же время Чигоев отметил, что факты пересечения государственной границы все-таки имеют место, несмотря на проводимые с населением приграничных сел разъяснительные беседы, что не может не вызывать тревоги. "Государственная граница существует и это должны признавать граждане обоих государств - Грузии и Южной Осетии", - подчеркнул он.

По его словам, на встрече также обсуждался вопрос по выяснению судьбы без вести пропавших граждан Южной Осетии. "Мы еще раз заострили внимание на том, что по заключению не только наших специалистов, но в том числе, и экспертов из Евросоюза как минимум, четыре из семи югоосетинских граждан находились в руках силовых структур Грузии в августе 2008 года. И мы сегодня ставили вопрос том, что нам должны дать исчерпывающие ответы о местонахождении этих людей", - сказал Чигоев, передает ИА REGNUM.

В частности, был поднят вопрос о 36-летнем жителе села Тбет Тамазе Кабисове, который с 8 августа 2008 года числится пропавшим без вести.

"Якобы он находился в грузинском селе Никози, гулял там по улице, переполненной грузинскими войсками, и его никто не трогал. "Сердобольные" жители села позвонили в Гори, вызвали спецназ полиции - это, повторяю, в селе, переполненном войсками, - и сказали: "Какой-то подозрительный там гуляет". Спецназ якобы приехал, на всякий случай захватил с собой переводчика осетина - "А вдруг это осетин?" - и у него якобы нашли гранату в кармане", - рассказал Чигоев.

По его словам, в решении Горийского суда, которое удалось достать родным Кабисова, говорится, что в тот же день последнего отпустили, взяв подписку о невыезде. 22 июня 2010 года суд заочно приговорил его к тюремному сроку за незаконное ношение оружия. "Это настолько фантастично, что, по-моему, даже славное своими "традициями" правосудие Грузии такое никак не может проглотить", - возмущается Чигоев.

Глава грузинской делегации Шота Утиашвили подтвердил, что ознакомился с судебным решением. "Мы попытаемся установить, настоящий это документ или нет", - сказал Утиашвили.

Напомним, во встречах Механизмов по предотвращению и предупреждению инцидентов на границе принимают участие представители Южной Осетии, Грузии, России, Миссии наблюдателей Евросоюза в Грузии и ОБСЕ. Договоренность о создании МПРИ была достигнута на четвертом раунде Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье в феврале 2009 года.