Новый посол США в РФ Майкл Макфол, едва приехав в Москву, подвергся нападкам за встречу с организаторами митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова. Депутат от "Единой России" Андрей Исаев заявил, что визит эсеров должен стать предметом разбирательства на заседании думской комиссии по этике. Однако сам посол заверил, что эти обвинения не имеют под собой оснований, и он прибыл в Москву с дружественными намерениями.
"Комиссия по этике должна разобраться в этой ситуации, - убежден депутат. - Почему вы, депутаты Госдумы, избранники народа, встречались с американским послом за закрытыми дверями? Почему отказались позвать прессу? Почему не отвечали на вопросы прессы? Что вы скрываете от своих избирателей, которые считают вас российской партией?"
Исаев также выразил недоумение в связи с тем, что депутаты пошли, по его словам, на этот разговор в момент начала в России избирательной кампании по выборам президента РФ. "Госпожа Дмитриева, которая беседовала за этими закрытыми дверями, между прочим, первый заместитель Сергея Михайловича Миронова, который активно участвует в самой важной избирательной кампании России," - в частности, отметил Исаев.
Напомним, посол США в России Майкл Макфол сразу после того, как приступил к исполнению своих обязанностей, организовал встречу в посольстве США, куда были приглашены известные российские оппозиционеры и правозащитники, в том числе сопредседатель партии ПАРНАС Борис Немцов, член фракции КПРФ Леонид Калашников, лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин, эколог Евгения Чирикова, глава движения "За права человека" Лев Пономарев и др.
Встреча в посольстве вызвала критическую реакцию в ряде СМИ. В частности на "Первом канале" был показан ролик с мероприятия под названием "Получение инструкций в посольстве США", а обозреватель канала Михаил Леонтьев предположил, что посол приехал в Россию для подготовки революции, сообщает РБК.
Однако сам посол все обвинения убедительно опроверг.
"Я знаю,что в новостях говорили, будто бы я первым делом встретился с оппозицией, но это неправда! Те, кто утверждает, что я первым делом встретился с оппозицией, путают факты, и это легко перепроверить. Моя первая встреча здесь была в МИДе, где я передал копии своих верительных грамот. Все было сделано в соответствии с протоколом. Весь свой первый рабочий день я провел на встречах с российскими официальными лицами, высокопоставленными между прочим. А во второй день я сопровождал господина Бернса на его встрече с представителями гражданского общества и лидерами оппозиции. Это моя обязанность в качестве посла. Когда приезжают высокопоставленные чиновники, посол должен присутствовать на их переговорах. Но это были его встречи. И я почти ничего не говорил на них, в основном слушал", - сказал Макфол в интервью газете "Коммерсантъ".
"Когда Барак Обама только стал президентом, и даже когда он еще был кандидатом в президенты осенью 2008 года, он много думал об отношениях с Россией. А они в то время были весьма напряженными, даже враждебными. На мой взгляд, это был один из самых сложных периодов за всю историю наших отношений. Тогда Барак Обама спросил меня: "Майк, почему наши отношения такие напряженные"? Я попытался объяснить ему. Он же ответил мне: "Смотри, вот есть Афганистан. Мы воюем там против плохих парней, пытаемся сделать эту страну более стабильной и защищенной от террористов. Разве это не отвечает национальным интересам России!?" Я ответил, что у нас есть некоторые разногласия тут и там. Но он настаивал: "Мне кажется, что у нас есть общие интересы в Афганистане". Или, возьмем, ядерное оружие. Разве Россия хочет, чтобы оно распространилось по всему миру? Другой пример: торговля, ВТО. Почему считается, что это отвечает интересам России, но не нашим? Разве наш экспорт не увеличится, если Россия вступит в ВТО и мы отменим поправку Джексона-Вэника?", - рассказал посол
"Проговаривая все эти пункты, Барак Обама пришел к выводу, что более тесное сотрудничество с российскими властями позволит обеим нашим странам получить, как он часто говорит, результат win-win. То есть ситуацию, в которой выигрывают оба. И "плюс два для США" не означает "минус два для России". И между прочим, когда мы подписывали новый договор СНВ в Праге - я был там и хорошо запомнил это, Дмитрий Медведев сказал, что этот договор отвечает интересам как России, так и США. И добавил по-английски, что речь идет о результате win-win", - отметил Макфол.
"Что я хотел подчеркнуть: для нас смысл перезагрузки заключается в расширении и углублении контактов с властями РФ одновременно с расширением и углублением контактов с российским гражданским обществом. И когда я говорю "общество", я не имею в виду только оппозицию. Я говорю также о бизнесменах, артистах и т. д.", - добавил посол.
"Между прочим ваш посол в США (Сергей Кисляк) регулярно встречается с представителями нашей оппозиции. Дмитрий Рогозин встречался с нашими сенаторами от оппозиции. И, если ваш посол захочет переговорить с людьми из офиса (одного из кандидатов в президенты от Республиканской партии) Ньюта Гингрича или (другого кандидата-республиканца) Митта Ромни, мы сделаем все возможное, чтобы помочь организовать эту встречу", - сказал дипломат.
Утверждение о том, что он является специалистом по "оранжевым революциям" Макфол назвал "полной ерундой".
"Давайте расставим точки над i. Во-первых, президент Обама направил меня сюда с целью продолжения и углубления перезагрузки. На самом деле я не очень то и хотел быть послом - я собирался вернуться домой, в Калифорнию. Январская Москва или январская Калифорния - что бы вы выбрали? (Смеется.). Но, когда я рассказал президенту о своих планах, он ответил: "Сейчас ты не можешь все бросить, перед нами стоит нелегкая задача - расширение и углубление перезагрузки". Смысл перезагрузки не в подготовке революции. Мы этим не занимаемся. Конечно, мы взаимодействуем с обществом и оппозицией. Мы поддерживаем универсальные ценности и выступаем за распространение демократических принципов по всему миру, включая Россию. Это часть нашей политики, четко записанная в стратегии национальной безопасности президента Обамы, представителем которого я здесь и являюсь. А что я писал раньше, это было раньше", - сказал он.
"Во-вторых, вы можете быть специалистом по раковым опухолям, но ведь это не значит, что вы выступаете за распространение рака. Я ученый, политолог и социолог, а не профессиональный революционер. Более десяти лет я преподавал в Стэнфордском университете, одном из лучших вузов мира. Там преподают не революционеры или активисты, а ученые", - добавил посол.
"В-третьих, я заметил, что в прессе много пишут о моих работах на тему демократизации. Я действительно много писал на эту тему и горжусь этим. И в частности, в одной из своих работ я написал, что эволюционное развитие с гораздо большей вероятностью приводит к стабильному и положительному результату, чем революционное. Эволюция гораздо лучше революции. Но это из моих прошлых работ. При этом люди, к сожалению, упускают из виду огромное число моих работ, посвященных отношениям между Россией и США, а это одна из моих главных тем. И я последовательно выступаю за укрепление отношений между нашими странами. Так что, если кто-то заинтересован в моих статьях, пусть обратит внимание и на эти", - отмметил дипломат.