Новости психологии

Законопроект "Об амнистии" принят в первом чтении

Парламент Грузии принял в первом чтении законопроект "Об амнистии". Законопроект поддержали 83 депутата, против проголосовали 10 парламентариев.

Законопроект "Об амнистии" предусматривает освобождение осужденных и сокращение сроков отбывания наказания по целому ряду статей УК Грузии. В частности, амнистия коснется женщин, несовершеннолетних, а также совершивших финансовые и экономические преступления. Под амнистию также подпадают осужденные за употребление наркотиков и лица, совершившие менее тяжкие преступления. Кроме того, амнистией предусмотрено сокращение срока пробации. Согласно одной из статей законопроекта, амнистированы также будут осужденные, которым присвоен статус политзаключенных и лица, объявленные преследуемыми по политическим мотивам, передает "Эхо Кавказа".

Один из авторов законопроекта, председатель парламентского комитета по правам человека и гражданской интеграции Екатерина Беселия заявила на заседании, что не может указать приблизительное количество заключенных, попадающих под амнистию, так как законопроект рассматривается только в первом чтении и многое зависит от пунктов, которые обсудят во время рассмотрения во втором чтении.

"По очень приблизительным данным, после амнистии из мест заключения будут отпущены две тысячи человек, не исключено, что после рассмотрения законопроекта во втором чтении под амнистию может попасть до трех тысяч заключенных", — сказала Беселия.

Депутаты от оппозиционного "Единого национального движения" заявили, что считают амнистию "гуманным актом", но выступили против массовой амнистии, поскольку, по их мнению, она несет опасность ухудшения криминогенной ситуации. Оппозиционеры предложили направить законопроект на рассмотрение Венецианской комиссии и ознакомиться с европейским законодательством по амнистии.

В свою очередь, парламентский секретарь правительства Шалва Тадумадзе заявил, что правительство поддерживает проведение амнистии, но считает, что в законе не должны быть статьи, вызывающие высокий риск рецидива преступлений.

Кроме того, в законопроект "Об амнистии" добавлена статья, предусматривающая освобождение политзаключенных. Накануне парламент Грузии принял список политических заключенных, в котором значится 190 человек.

Парламентское меньшинство не поддержало постановление. Как заявил один из лидеров "Единого национального движения" (ЕНД) Давид Дарчиашвили, этот список не внушает доверия. "Люди, совершившие преступления, в одночасье стали политзаключенными и политическими беженцами. У меня есть информация по поводу одного из них. Он несколько раз стрелял в человека, а сегодня он уже политзаключенный", — сказал депутат.

Представитель ЕНД Чиора Тактакишвили обратила внимание на то, что Совет Европы, готовящий ежегодные доклады по Грузии, ни разу не зафиксировал наличия в ней политзаключенных.

В список лиц, объявленных политзаключенными или преследуемыми по политическим мотивам, были включены 11 осужденных по шпионскому делу "Энвер". Это — граждане, которых приговорили к различным срокам заключения по обвинению в шпионаже в пользу РФ. Среди осужденных по этому делу были граждане Грузии и России. В список попал, в частности, россиянин Юрий Скрыльников, приговоренный в 2011 году к 14 годам тюрьмы. Как утверждали ранее грузинские спецслужбы, Скрыльников был связным между ГРУ Генштаба российской армии и резидентурой ГРУ в Грузии, пишет Deutsche Welle.

По мнению одного из представителей рабочей группы, руководителя неправительственной организации "Бывшие политзаключенные — за права человека" Наны Какабадзе, составленный список не отражает реальное число политзаключенных.

"В стране политических заключенных гораздо больше. Основная проблема при составлении списка возникла в том, что в него попали те, кто смог нанять адвоката и чьи родственники смогли привезти в парламент, расположенный в Кутаиси, все необходимые для рассмотрения документы. В основном вне этого списка оказались заключенные из социально незащищенных слоев населения, у которых не было такой возможности, но они принимали участия в митингах и были арестованы за свои политические убеждения", — сказала Нана Какабадзе в беседе с корреспондентом "Кавказского узла".

По ее словам, принятый список политзаключенных на 99 процентов состоит из изученных НПО дел. В частности, задержания по политическим мотивам проводились с декабря 2003 года (после "революции роз", в результате которой к власти пришла партия "Единое национальное движение". — Прим. "Кавказского узла"). НПО проводили мониторинг всех судебных процессов по этим делам. Однако Какабадзе отметила, что в подготовленном списке есть также новые, еще не изученные дела, и неизвестно, проводился ли мониторинг судебных процессов по ним.

В связи с этим НПО обратилось в парламентский комитет по правам человека и гражданской интеграции с инициативой посещения рабочей группой всех 18 пенитенциарных учреждений Грузии и проведения встречи со всеми, кто причисляет себя к политзаключенным и несправедливо осужденным, пишет "Кавказский Узел".