Президент Грузии Михаил Саакашвили считает, что вступление в силу принятого парламентом закона "Об амнистии", в результате которого из тюрем выйдут более трех тысяч заключенных, повлечет резкое ухудшение криминогенной обстановки в стране, и в связи с этим предложил ввести для полиции режим чрезвычайного положения.
"Сейчас действительно было не время амнистии. Обязательно, чтобы в грузинской полиции было объявлено чрезвычайное положение. Бандиты, многие из которых сели в тюрьмы в "жигулевой" Грузии, выходят на волю в "мерседесовой" Грузии, где люди накопили достаток, и экономика выросла в 4 раза", — заявил президент в ходе посещения семьи Мамедовых в селе Джандара Гардабанского района, на которую несколько дней назад было совершено разбойное нападение.
"Они только говорят — мы, мол, за всем присмотрим, но мы видим, что ни за чем они присмотреть не могут, хотя бы на примере этой семьи", — заявил президент.
Саакашвили пообещал частично компенсировать семье Мамедовых, а также другим подвергшимся ограблениям в последние два месяца семьям понесенный ими материальный ущерб. При этом он выразил уверенность, что общество не сможет с пониманием отнестись к возможному ухудшению в стране криминальной ситуации.
Оптимальным выходом из ситуации президент считает "патрулирование на каждом углу". "По всей Грузии должно быть объявлено чрезвычайное положение, поскольку несколько тысяч опасных преступников выходят из тюрем. Сейчас должно быть объявлено всеобщее чрезвычайное положение с этой точки зрения", — заявил Михаил Саакашвили.
21 декабря парламентом Грузии был принят закон "Об амнистии", предполагающий объявление широкомасштабной амнистии, в том числе для лиц, совершивших особо тяжкие преступления. Глава грузинского государства наложил вето на часть закона, касающуюся политзаключенных и лиц, совершивших преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних, однако 28 декабря парламент Грузии президентское вето преодолел. По разъяснению председателя парламента Давида Усупашвили, согласно действующему законодательству, указанное решение парламента должно быть снова перенаправлено президенту, а если он вновь не подпишет закон в течение семи дней, это сделает спикер законодательного органа. Ожидается, что после вступления в силу закона "Об амнистии", тюрьмы покинут более трех тысяч человек, передает агентство "Новости-Грузия".
Отметим, что ранее министр МВД Ираклий Гарибашвили раскритиковал амнистию фактически по всем статьям, поддержав президента.
"Когда дело касается государственных интересов, я считаю, что необходимо быть крайне принципиальным. Да, я был и остаюсь против того, чтобы из тюрьмы выпускали наркоторговцев, я против того, чтобы выпускать шпионов. Это как раз касается госинтересов. Я считаю, что педофилия — это большая напасть, болезнь, и я не стал бы выпускать таких людей на улицы", — заявил он в ходе обсуждения законопроекта в парламенте.
"В период нашего пребывания у власти не раз осуществлялось помилование заключенных. Но, во избежание нанесения ущерба безопасности страны, к этому вопросу мы подходили с очень большой осторожностью. Вчера произошла амнистия, невиданная в истории Грузии", — заявил генеральный секретарь "Единого национального движения", экс-министр МВД Грузии Вано Мерабишвили.
По его словам, необходимо сделать все, чтобы в Грузии не повторились 90-е годы. "Я знаю, чего стоила полицейским борьба с наркоторговцами, убийцами, разбойниками и иностранными шпионами, а также сколько усилий было приложено для их задержания. Хочу призвать каждого отдельного полицейского не отчаиваться и дальше с усердием продолжать борьбу с ними, так как они создают угрозу нашей безопасности. Наш долг — не допустить повторения в Грузии 90-х годов", — заявил Мерабишвили.
В свою очередь, одиг из авторов законопроекта, председатель комитета по правам человека и гражданской интеграции парламента Екатерина Беселия заявила, что законопроект не предусматривает освобождение из тюрем или смягчение наказания для осужденных за тяжкие преступления.
"Под амнистию попадают те, кто начал отбывать срок заключения до 2 октября, и осужден за менее тяжкие преступления, предусматривающие заключение от года до трех лет. Также амнистия распространяется на множество статей Уголовного кодекса и предусматривает сокращение срока заключения наполовину, одну треть и одну четверть", — сказала Беселия.
По словам одного из авторов законопроекта, депутата Гедевана Попхадзе, закон об амнистии в той или иной мере коснется всех заключенных — кроме приговоренных к пожизненному заключению. "Этот законопроект коснется заключенных, арестованных по политическим мотивам, и всех остальных, кто сидел в тюрьмах времен Саакашвили, когда суд был несправедливым, и в тюрьмах было бесчеловечное отношение к заключенным", — сказал Попхадзе.
По мнению Попхадзе, угрозы государственным интересам Грузии от "так называемых шпионов", которые были внесены в список политзаключенных, нет, так как они являются "жертвами политически мотивированных дел", пишет "Кавказский Узел".