Новости психологии

Экс-министр ГБ Грузии создаст пророссийскую партию

Бывший министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания решил вернуться на родину и создать там пророссийскую политическую партию. Об этом он заявил в интервью радио "Палитра".

"Я не вижу сегодня в Грузии ни одной пророссийской силы. Очевидно, что новые власти склоняются больше к Западу и Америке. Думаю, прозападные и пророссийские силы должны вести открытую конкуренцию", — сказал Хабурдзания, добавив, что ищет в стране родственные политические силы, с которыми можно будет объединиться.

По его словам, правящая коалиция "Грузинская мечта" миллиардера Бидзины Иванишвили взяла четкую ориентацию на Запад, хотя это абсолютно бесперспективно. "За 20 лет мы должны были понять, что в НАТО и ЕС Грузия никому не нужна. О каком Европейском союзе вы говорите, когда даже Британия готова покинуть его?" — обратился к слушателям господин Хабурдзания. В то же время, по его мнению, "членство в Евразийском союзе и СНГ не означало бы для Грузии отказа от ее суверенитета".

Политик уверен: стратегические интересы Москвы и Тбилиси во многом совпадают. В частности, это проявляется в стремлении обоих игроков стабилизировать ситуацию на Кавказе. Говоря об этом, господин Хабурдзания раскритиковал президента Грузии Михаила Саакашвили за недальновидность политики в отношении Сухума и Цхинвала.

В качестве своего главного и неизменного московского партнера Хабурдзания назвал бывшего главу ФСБ Николая Патрушева. Он уверен, что сможет найти общий язык и с российскими лидерами, поскольку в Москве помнят его роль при разрешении проблемы Панкисского ущелья, где в 1999–2002 годах окопались чеченские боевики.

Валерий Хабурдзания занимал пост министра госбезопасности во времена правления Эдуарда Шеварднадзе. Спустя месяц после прихода к Власти Михаила Саакашвили — в феврале 2004 года — он был переведен на должность заместителя генерального прокурора, а новым главой МГБ стал соратник Саакашвили 31-летний Зураб Адеишвили.

После августовской войны 2008 года глава государства рассказал о том, почему уволил Хабурдзанию с поста министра. Выступая перед временной парламентской комиссией по расследованию "военной агрессии и других действий России против территориальной целостности Грузии", Саакашвили упомянул о своей первой встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, которая состоялась в январе 2004 года. По словам грузинского лидера, его коллега озвучил две просьбы: "Не ставить вопрос о скорейшем выводе российских баз и "хорошо беречь" шефа службы безопасности Валерия Хабурдзания", пишет Лента.ру.

"Я не мог допустить, чтобы в Грузии назначали министров, пусть даже дружественные страны, тем более министра безопасности", — подчеркнул Саакашвили. Позднее он не раз называл экс-министра госбезопасности "человеком Путина".

Предвосхитив жесткую критику в свой адрес, экс-министр уже заявил, что превыше всего для него интересы Тбилиси. "Американцы сегодня дешево покупают Грузию. Россия вообще не платит за это. Думаю, что мы должны вынудить обе стороны дорого платить", — заявил Валерий Хабурдзания, отметив необходимость "открытой конкуренции" между прозападными и пророссийскими силами.

Грузинские эксперты убеждены, что будущая партия Валерия Хабурдзании, который в последние годы жил в Москве и занимал пост исполнительного вице-президента одного из подразделений финансовой корпорации "Система", — это проект Кремля. "Достаточно вспомнить, что еще девять лет назад Путин назвал его своим доверенным лицом, — отметил один из лидеров коалиции "За европейскую Грузию" Леван Чолокашвили. — Ясно, откуда к нему потекут деньги и ресурсы".

"Не думаю, что создание этой партии инициировано Кремлем, — заявил руководитель аналитического агентства Alte Et Certe Андрей Епифанцев. — В администрации президента действуют более тонко, а проект грузинского экс-министра рассчитан на эпатаж".

По словам эксперта, партию Хабурдзании готова поддержать лишь "узкая прослойка" грузинского общества, так что этот проект заранее обречен на серьезную критику. "Смена Грузией одного патрона (США) другим (РФ) возможна лишь при выполнении Россией трех условий: отказа от признания независимости Абхазии и Южной Осетии, начала серьезных дотаций в грузинскую экономику и превращения нашей страны в привлекательный государственный, экономический и культурный проект", — отмечает Епифанцев, пишет газета "Коммерсантъ".