Политологи России и Грузии обсудили перспективы сотрудничества двух стран. Как отметил руководитель Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе, грузино-российские отношения — не просто отдельный вопрос во внешней политике, они влияют на различные сферы жизни грузинского народа.
"Мы начали общественные дискуссие по этому вопросу и намерены продолжать такие встречи в дальнейшем. Нас хотели приучить к мысли, что грузинскую молодежь не интересует Россия, и, в целом, что она очень негативно настроена по отношению к России… Хотели создать видимость, что нам не нужна дружба с Россией. Поэтому мы решили собрать видных представителей грузинской интеллигенции: ветеранов, общественных деятелей, деятелей культуры и спорта, а также представителей молодежи… На встрече было абсолютное единодушие в том, что нам нужны отношения с Россией, и, конечно, России нужны отношения с Грузией", — заявил он.
В свою очередь, глава отдела по связям с общественностью Института Евразии Константин Чиквиладзе отметил роль СМИ в ухудшении российско-грузинских отношений.
"Во время правления прежних властей (партии президента Михаила Саакашвили "Единое национальное движение", которая сейчас находится в оппозиции), говорилось только о негативе в отношении России… Все это раздули СМИ, контролируемые Саакашвили… Институт Евразии собирается говорить о позитиве в российско-грузинских отношениях", — сказал он.
Участник Клуба молодых политологов Мурман Чхенкели выразил благодарность новому правительству Грузии — коалиции Бидзины Иванишвили "Грузинская мечта" — за новый внешнеполитический курс, который подразумевает урегулирование отношений с Россией.
"Безусловно, мы понимаем, это очень сложный путь, многое предстоит сделать. Но мы верим, что главное — желание и хорошее начало многое могут поменять. По естественным причинам Грузия и Россия, являясь соседями, обязаны иметь добрососедские, партнерские отношения друг с другом… В первую очередь, надо начинать с тех сфер, где у нас нет противоречий — это, прежде всего, экономические, духовные, культурные, социальные, человеческие связи. И по мере возможности двигаться к тем более сложным вопросам. В любом случае, диалог и общение лучше, чем конфронтация", — заявил Чхенкели.
Первая общественная дискуссия по грузино-российским отношениям, организованная по инициативе неправительственной организации "Институт Евразии", состоялась 27 февраля. В рамках встречи был создан Клуб молодых политологов, который будет заниматься тематикой грузино-российских отношений. В него входит около 20 человек, которые планируют проводить круглые столы и дискуссии раз в 2 месяца, передает агентство "Новости-Грузия".
После смены власти в Грузии существует запрос на нормализацию отношений с Россией, считает автор доклада "Грузия после выборов и перспективы российско-грузинских отношений", старший преподаватель кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО (У) МИД РФ Андрей Сушенцов.
По словам ученого, осенью 2012 года к власти в Грузии пришли силы, которые действительно хотят улучшения отношений с Россией. "И в России начинают понимать, что время стратегического ожидания закончилось. Сейчас сложилась ситуация, когда время говорить о нормализации двусторонних отношений", — сказал Сушенцов.
"В Грузии НКО даже получающие финансирование из США, сейчас берут гранты на проекты, разворачиваемые в России. В России же сейчас резко возрос интерес к Грузии, к действиям грузинской элиты", — отметил эксперт.
Другой соавтор доклада, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО (У) МИД РФ Николай Силаев призвал исключить из российско-грузинской повестки дня вопрос о решении конфликтов Грузии с Абхазией и Южной Осетией.
"На протяжении многих лет мы говорим об Абхазии, Южной Осетии и проблеме вступления Грузии в НАТО. Ходя между этих трех сосен найти решение невозможно", — признал он.
"Естественно, не может быть и речи о договоренности с Тбилиси за счет Абхазии и Южной Осетии. Это невозможно не только с моральной точки зрения, но также и в с смысле утраты доверия", — подчеркнул эксперт.
В свою очередь, Сушенцов заметил, что на каком-то этапе переговоров с Тбилиси "можно будет поставить вопрос о размере российского военного присутствия в Абхазии и Южной Осетии".
"Отсутствие переговоров между Грузией, Абхазией и Южной Осетией с 2006 г. объективно препятствует нормализации ситуации в регионе", — сказал он. Ученый перечислил положительные факторы, влияющие на нынешнюю ситуацию. Это "курс на мирное урегулирование, который проводит официальный Тбилиси признание республик в качестве самостоятельных сторон диалога, как это де-факто было до августа 2008 года".
Важным шагом, свидетельствующим о намерении Грузии нормализовать ситуацию, по мнению эксперта, стала бы отмена "Закона об оккупированных территориях". "Он препятствует любым связям между Абхазией, Грузией и Южной Осетией, гуманитарным сотрудничеству с Россией", — сказал он.
Что касается стремления Грузии стать членом НАТО, то Сушенцов подчеркнул, что Россия не вправе требовать от Грузии, в какую коалицию ей входить. "Но для Москвы важно, чтобы выбор Грузии не стал антироссийским. Если выбор будет сделан в пользу Запада, то Россию интересует, что этот выбор не стал бы основанием для расширения военного присутствия НАТО на территории Грузии" — сказал эксперт, отметив, что Россия и Грузия могут выработать общие меры безопасности.
Говоря о корректировке грузинской политики на Северном Кавказе, Андрей Сушенцов отметил, что поддержка Грузией различных антироссийских проектов на Северном Кавказе — "крупный камень преткновения на пути урегулирования". Эксперт подчеркнул, что сейчас к грузинскому экспертному сообществу приходит понимание, что главные угрозы безопасности Грузии исходят не от России, а из регионов к югу от Кавказа, переживающих гражданские и межнациональные конфликты, пишет "Кавказский Узел".