Прокуратура Ростовской области начала проверку общественной организации "Женщины Дона". Никаких документов о причинах и итогах проверки в организации не оставили. По данным общественников, подобные проверки идут также в религиозных организациях.
Как рассказала руководитель организации Валентина Череватенко, в проверке участвовали представители прокуратуры, ФСБ, полиции, отдела по борьбе с экономическими преступлениями, налоговой инспекции, управления Роспотребнадзора и пожарного надзора.
"Пожарные проверяли документы, наличие огнетушителей, пропитаны ли деревянные части здания, пожарную сигнализацию. Сотрудники Роспотребнадзора осмотрели вентиляцию, проверили наличие холодной и горячей воды, спрашивали про санитарные карточки, флюорографию. ОБЭП проверял компьютеры на предмет нелицензионного программного обеспечения. Полиция интересовалась нашей работой с детьми, есть ли у нас лицензия на проведение образовательных мероприятий. Налоговики проверяли бухгалтерские документы, задавали много вопросов об источниках финансирования и расходах. Прокуратура знакомилась с содержанием наших проектов, — рассказала Череватенко. — Сотрудник ФСБ не задавал никаких вопросов. Мне показалось, он следил за тем, как идет проверка, как работают все остальные, и еще очень сильно интересовался библиотекой".
"Я спросила, плановая это проверка или внеплановая, на что мне ответили, что прокуратура — это не контролирующий орган, а надзирающий, и они будут надзирать над теми, кто проверяет. Сказали, что проверка касается не только нас, но и большого круга общественных организаций. Однако я интересовалась у других общественников — пока ни к кому не приходили. По моим сведениям, проверки были в религиозных организациях. Никто не говорил, что это связано с законом об НКО. Ссылались на письмо прокуратуры", — сообщила глава "Женщин Дона".
По ее словам, представитель прокуратуры, специалист по трудовому законодательству, обнаружила нарушение: зарплата в организации выплачивается раз в месяц, а должна — не менее двух. "Она сразу сказала, что будет вынесен протест на этот пункт в положении о заработной плате. Но сам документ я увижу, видимо, только в понедельник (18 марта). Меня уже приглашали прийти ознакомиться с результатами проверки, но я была в командировке, о чем и написала в повестке. Встреча в прокуратуре назначена на 09.30 мск в понедельник", — сказала Валентина Череватенко.
Бухгалтер организации "Женщины Дона" Ирина Красногорская сообщила, что ей показали положение о проведении проверок, но на руки этот документ не дали.
"Мы уже третий раз сталкиваемся с такой проверкой, когда на руки нам ничего не дают. С чем была связана эта проверка — я не знаю. На сайте прокуратуры, где публикуется перечень предприятий и организаций, подпадающих под плановые проверки, нашей организации не было. Насколько я знаю, это внутреннее распоряжение прокурора области — проверить 30 организаций в нашем городе", — рассказала Красногорская.
По ее словам, налогового инспектора интересовали договоры на поступление денежных средств. "Я так понимаю, что они взяли в банке распечатку по движению денежных средств за 2011-2012 годы и выборочно спрашивали у меня, что это за деньги, на какие цели расходовались. Я делала копии документов о поступлении и расходовании средств, то есть показывала, что у нас целевое финансирование. Инспектор взял копии бюджетов некоторых проектов", — отметила бухгалтер.
По словам Ирины Красногорской, проверка не помешала работе организации, хотя и "выбила ее сотрудников из колеи на один рабочий день". "Все мероприятия "Женщин Дона" идут по плану в обычном режиме", — сказала она, пишет "Кавказский Узел".
Ранее представители НКО Краснодарского края сообщили, что в Краснодаре и Новороссийске прошли досмотры помещений в ряде некоммерческих общественных организаций, в ходе которых изъяты компьютеры, документация и личные вещи.
"Утром группа сотрудников ФСБ и, как я предполагаю, представитель налоговой службы вошли в офис, предоставив постановление о проведении следственных действий в виде досмотра. Подчеркну, нашу организацию, как и другие, ни в чем не подозревают. Пока имела место лишь выемка документов, относящихся к гранту, полученному в прошлом году от администрации Краснодарского края в рамках поддержки социально ориентированных НКО", — сообщил руководитель одной из общественных организаций, не пожелавший публиковать его имя.
В 2012 году для поддержки общественных объединений было выделено 29,5 млн рублей — средства федерального бюджета, которые Краснодарский край получил в результате конкурсного отбора среди регионов на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Источник сообщил, что ему достоверно известно о проведении досмотра "минимум в пяти организациях, но, вероятно, их намного больше". Среди крупных НКО — Южный региональный ресурсный центр, фонд "Филантроп" из Новороссийска и негосударственный учебный центр в Краснодаре.
В организации, руководителем которой является источник, изъяли компьютер и документы по проекту, на который был получен краевой грант. "Необходимость следственных действий объяснили возбуждением уголовного дела о хищении средств. Но это претензии не к НКО, а к администрации края", — сказал он.
Кроме того, по словам руководителя НКО, "некоторые из силовиков вели себя чрезмерно и неоправданно жестко, изымали личные вещи активистов".