Мужчина и женщина

Литва научит Грузию

Прилетев в Тбилиси, Валдас Адамкус первым делом встретился с заместителем главы города Мамукой Ахвледиани. Как сообщает GHN, они нашли сходство в зданиях мэрий в столицах двух стран. «Когда мы приняли решение о том, чтобы муниципальные службы были размещены в одном здании, то мы ознакомились с примерами многих городов, но переняли пример Вильнюса», - заявил Мамука Ахвледиани.

Вместе с вице-мэром Адамкус торжественно открыл в столице Грузии курсы литовского языка. Группа грузинских добровольцев из 15 человек согласилась бесплатно изучать родную речь художника Микалоюса Чюрлениса и актера Донатаса Баниониса. К слову сказать, в Литве на грузинском языке несколько лет назад заговорили студенты Вильнюсского университета. Как рассказала агентству Delfi их преподаватель Нана Тогонидзе, ее ученики не только получают фактологические знания о стране, но и дегустируют приготовленные ею грузинские блюда. Так что, географическое расстояние не стало помехой взаимному проникновению двух культур.

Теперь в столице Грузии появился даже сквер имени Вильнюса - в память о дружбе между двумя народами. Два президента вместе торжественно открыли его на горе Мтацминда.

«Нас, народы Грузии и Литвы, многое связывает. Литва и Грузия во времена Советского Союза взяли в руки знамена национально-освободительного движения», - отметил президент Грузии. По словам Саакашвили, в августе прошлого года, когда более 80 тысяч солдат-завоевателей, более 2 тысяч единиц боевой техники и 200 самолетов вторглись на территорию Грузии (чтобы защитить осетин от грузинской агрессии - ред.), в центре Тбилиси стояли люди с флагами в руках, и это не был концерт, как думают все. «Это был вызов, когда Грузия показала всему миру, что не смирится с потерей независимости», - отметил Саакашвили и добавил, что параллельно в Вильнюсе проходили акции в поддержку Грузии.

Несколько европейских лидеров, витийствовал грузинский лидер, в том числе и Валдас Адамкус, прилетели в Тбилиси, «несмотря на запрет российской авиации и прямые предупреждения, что они собьют их самолет, если они посмеют приблизиться к воздушному пространству Грузии». За этот поистине героический шаг и последовавшую затем моральную и гуманитарную поддержку грузин Михаил Саакашвили наградил президента Литвы высшую военную награду Грузии - Орден Вахтанга Горгасали первой степени. Выбор награды с именем царя второй половины V века нашей эры - одного из основоположников грузинской государственности - был символичен. Если Литва весь этот год отмечает тысячелетие со дня упоминания ее названия, то Грузия может гордиться еще более древней историей.

Но несмотря на эту «историческую зрелость» сейчас Грузия больше, чем какая-либо из стран мира нуждается в поддержке европейских стран. Об этом в ответном слове заявил Валдас Адамкус. «Мы прекрасно помним, что пятая часть территории страны оккупирована и Грузия находится перед большой опасностью», - сказал уходящий литовский лидер, который, по словам Саакашвили, «всю жизнь борется с коммунизмом и с разрушителями, находящимися сейчас на грузинской земле».

Литовский народ, как известно, имеет уникальный опыт по борьбе с «оккупацией», которым мог бы поделиться с Грузией. В обеих странах уже созданы музеи, посвященные «порабощению» Советским Союзом. Да вот незадача. Что в одну, что в другую страну власть Советов принесли сами грузины и литовцы. Грузин Серго Орджоникидзе сделал это еще 1921 году, а литовский президент-диктатор фашистского толка Антанас Сметона разрешил разместить военные базы СССР в 1939 году, после заключения советско-германского пакта о ненападении. Последовавшие после ультиматума прибалтийским странам о «смене недружественных СССР правительств» выборы в 1940 году в Литве привели к власти местных большевиков. Причем, как Грузии СССР подарил право командовать абхазами и осетинами, так и Литве СССР вернул Вильнюсский край, захваченный Польшей в 1923 году. До этого столица де-факто была в Каунасе. Так что, если уж декларировать освобождение от советской власти, то следовало бы отказаться и от этих последствий «оккупации» и «аннексии».

В момент распада СССР Литва была пионером среди 15 республик, объявивших о своей независимости. Она сделала это еще в 1990 году. Причем в Литве, в отличие от Эстонии и Латвии, воевали с советским наследием тихо, без массовых гонений на русских.

Грузия пошла уже проторенной прибалтийскими странами дорожкой. Но в своем стремлении к независимости, она не захотела «уважить» такое же желание абхазов и осетин. Итогом борьбы за подчинение этих свободолюбивых народов стало нынешнее положение, которое в Грузии ради красного словца называют «оккупацией», хотя Абхазия и Южная Осетия по собственному желанию разместили у себя российские войска.

Почему-то сторонник независимости малых народов Валдас Адамкус предпочел покровительствовать Тбилиси, а не Сухуму или Цхинвалу. Перед его уходом с поста литовское правительство подписало с Грузией хартию о сотрудничестве в сфере европейской и евроатлантической интеграции. Литва стала вторым после США государством, с которым Тбилиси заключил подобный договор. Согласно ему прибалтийская страна, находящаяся на грани банкротства в связи с экономическим кризисом, пообещала выделить Грузии 165 тысяч долларов на реализацию различных проектов, передает Delfi.

Правительство Литвы поделилось с Грузией и опытом выстраивания отношений с Москвой. Как заявил на апрельской встрече с главой грузинского МИД Григолом Вашадзе в Вильнюсе его коллега Вигаудас Ушацкас, Россия - «не всегда «легкий» партнер». «Литва заинтересована и призывает другие страны развивать отношения с Россией в духе конструктивного сотрудничества, но эти отношения должны опираться на общепризнанные международные нормы», - пояснил глава литовского внешнеполитического ведомства.

Какой экстракт извлечет грузинское руководство из дружеских советов литовских партнеров, неизвестно. Но то, что дух закона, в отличие от прибалтов, грузинам чужд, было видно по августовской агрессии. Да и на бытовом уровне, кавказским друзьям еще учиться и учиться у литовцев. «Литовцы очень законопослушные, а нам это не всегда удается, мы такие эмоциональные, любим громко говорить», - поделилась наблюдениями преподаватель грузинского языка в Вильнюсском университете Нана Тогонидзе. «Но наши два государства всегда были дружественными, и теперь это особенно чувствуется», - отметила она. Вопрос лишь в том, сохранятся ли эти тесные связи теперь, когда на пост президента Литвы заступает избранная в мае Даля Грибаускайте, которая, по мнению Альгимантаса Янкаускаса, доцента Института международных отношений и политических наук при Вильнюсском университете, нацелена на развитие более «прагматичных отношений с Россией». Или грузин будет некому учить благородным европейским манерам и законопослушанию?