Мужчина и женщина

В Панкиси ваххабизм готовится к войне

президент российского Института религии и политики Александр Игнатенко.

Стычки между ваххабитами и последователями традиционного ислама становятся привычным явлением в Панкисском ущелье Грузии, где живут родственные чеченцам кистинцы. Именно это место стало печально известно в начале 2000-х годов, когда прижатые российскими войсками боевики из Чечни, перебрались по горным тропам Большого Кавказа к своим родственникам в Грузию.

Тогда Тбилиси отказался от предложения России силовыми методами провести зачистку Панкиси, где чеченские сепаратисты свободно разгуливали с оружием среди мирных беженцев. Грузинские власти пошли на переговоры с бандитами, и вскоре Руслан Гелаев и другие полевые командиры исчезли из видимости.

Боевики ушли, но Москва до сих пор периодически заявляет, что в этих местах поддерживают и готовят северокавказских террористов. На Юге России ваххабиты ведут подпольную войну с «неверными».

В Тбилиси считают провокациями предостерегающие реплики со стороны «северного соседа». Однако сейчас, когда радикальные исламисты в Панкиси пошли на открытую конфронтацию с местным населением, уже и грузинские эксперты озаботились идеологической атмосферой этого региона.

На днях в селе Биркиани ваххабиты разрушили традиционную мечеть, чтобы построить собственную. Часть местных жителей выступила против. Дело дошло до драки. «Но их было больше, и они разрушили наш молельный дом, а теперь начали строить мечеть», - рассказали кистинцы журналистам. Представитель администрации Ахметского района Джарап Хангошвили подтвердил этот факт. Подобный случай недавно произошел и в селе Джоколо.

Эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе в интервью газете «Квирис палитра» назвал это «религиозным мини-противостоянием». По его словам, традиционный ислам в Панкиси исповедуют в основном пожилые люди. У них нет ни сил, ни средств противостоять распространению идеологии ваххабизма.

Это исламское течение дошло до ущелья в 1995 году. Тогда там появился первый арабский мулла. Сейчас он сколотил крепкую религиозную общину. Сторонники ваххабизма получают финансовую поддержку из-за рубежа, а также имеют доходы от продажи древесины. «Вместе с тем, мне сказали, что поступающие в ущелье в виде гуманитарной помощи или других программ деньги, делят между собой чиновники, более того, делают все, чтобы об этом никто не узнал», - отметил Арешидзе.

По словам эксперта, кистинцы-ваххабиты не хотят вписываться в грузинское общество. Они не учат грузинский язык. С 10 класса уезжают за рубеж, где продолжают обучение на арабском языке. Возвращаясь, решают «конкретные религиозно-политические задачи».

Панкисское ущелье становится для Грузии такой же пороховой бочкой, какой для России стали северокавказские республики. Еще немного, и здесь будет уже не мини-противостояние, а настоящая война, считает Александр Игнатенко, президент российского Института религии и политики.

- Давайте сначала договоримся о терминах. Ислам существует не в виде какого-то «чистого», «исконного», «правильного» ислама, с одной стороны, и каких-то «отклонений», «искажений» - с другой стороны. Ислам существует в локальных, местных формах, которые могут очень отличаться одна от другой. Главное - это вера в Единого и Единственного Аллаха и в то, что пророк Мухаммед является Его, Аллаха Посланником. Такая ситуация была предсказана самим Пророком, который сказал: «После моей смерти ислам расколется на 73 секты (или группы)». Все локальные, местные формы ислама одинаково истинны или одинаково неистинны, они, скажем так, равноценны. У приведенного хадиса Пророка есть продолжение: «Всем им гореть в Адском пламени, кроме одной». Во всяком случае, эти направления истинны для тех мест, в которых возникли по принципу: «Где родился, там и пригодился».

Так вот, в Панкисском ущелье Грузии бытует, точнее, до недавнего времени бытовал ислам, который являлся традиционным для этого места. А примерно с середины 90-х годов прошлого века туда стал проникать ваххабизм - специфическая форма ислама, возникшая на Аравийском полуострове в XVIII веке. Саудовская Аравия с середины 70-х годов XX века стала использовать эту форму ислама для распространения своего политического влияния в мире, в первую очередь - в исламских странах и/или в тех странах, где есть какие-то мусульманские общности.

Во всех государствах без исключения, рано или поздно, в зависимости от обстоятельств, возникал конфликт между ваххабизмом и местным, традиционным исламом. Причина не в том, что местный ислам «неправильный», а ваххабизм - «правильный» или «чистый», а в том, что в ваххабизме заложен очень высокий конфликтный потенциал, направленный против всех других форм ислама. Это - так называемый «такфир». Что это означает? Это обвинение в «куфре» - «неверии» всех, кроме ваххабизма, форм ислама. А «неверие» мусульманина означает, что он совершил «вероотступничество», за которое полагается, ни мало ни много, смерть, если он не покается. И везде, куда приходит ваххабизм, если там мусульмане есть, начинается война с мусульманами.

В Панкиси мусульмане есть, там появился ваххабизм, значит, давно надо было ждать конфликта, вплоть до смертоубийственной борьбы между ваххабизмом и традиционным для Панкиси исламом. Здесь не бывает исключений. В Азербайджане, кстати, происходит то же самое. Те же самые события происходили в России с середины 90-х годов прошлого века.

- Можно ли считать расцвет ваххабизма в Панкиси потенциальной угрозой России?

Ваххабизм - очень настырное течение. Его выкидывают в дверь - оно ломится в окно. Россия прошла большой этап противодействия ваххабизму. Это - и закрытие на территории России и в сопредельных странах ваххабитских саудовских фондов типа «Аль-Харамейн», которые снабжали деньгами и идеологически окормляли террористов на территории России; это и формирование Списка экстремистской литературы, многие пункты которого - ваххабитская литература, например, «Книга единобожия» основателя ваххабизма Ибн-Абд-аль-Ваххаба; это и поощрение традиционного для России ислама. В Чечне, например, «борьба против экстремизма и ваххабизма» стала лозунгом повседневной жизни и деятельности этого субъекта Российской Федерации.

Однако считать, что проблема ваххабизма решена, было бы неверно. Буквально на днях Камиль Исхаков, представитель России при ОИК, Организации Исламская конференция (центр в Джидде, Саудовская Аравия) сообщил изумленным слушателям на пресс-конференции в Москве, что у неких саудовских «ведущих политиков и влиятельных людей» есть идея, которую он, Исхаков, поддерживает, - прислать по официальным каналам в Россию саудовских проповедников, которые бы принесли «большую пользу в отношении к исламу в Российской Федерации». Это при том, что ваххабизм является официальной идеологией в Саудовской Аравии, и оттуда могут прибыть в Россию только проповедники ваххабизма и ничего другого. Из разных концов России пошли протесты мусульманских религиозных деятелей - последователей традиционного ислама.

Не исключаю, что «инициатива» Исхакова и события в Панкиси, которые, по понятным причинам, могут откликнуться, как минимум, в Чечне, звенья одной цепи - нового наступления ваххабизма на Россию.