Мужчина и женщина

Илия II стал заступником школьных директоров

II, выразив надежду, что уволенных за школьные акции протеста директоров восстановят в должности. Однако пока Шашкин прячет свое доброе сердце где-то высоко на дубу в сундуке с зайцем. Его методы воспитания молодежи нравятся разве что профсоюзу педагогов и ученых, довольному железной дисциплиной в школах. А вот эксперты "Дома свободной мысли" требуют отставки министра.

Грузинский пастырь поддержал директоров, уволенных из школ Тбилиси. Они поплатились за то, что подконтрольные им ученики участвовали в акциях протеста против аттестационных экзаменов.

"Я хорошо знаю министра Шашкина, это милосердный и благородный человек. И я уверен, что он обязательно вернёт их в школы", - заявил накануне Католикос-Патриарх Илия II. Он вообще озабочен тем, что происходит в учебных заведениях: "Учебный процесс должны планировать учёные, а не чиновники".

Но и поощрять лень в ребятах, которые приняли участие в "революции двоечников" неделю назад, патриарх тоже не хочет. Он призывает их не терять времени и читать книги, так как компьютера и телевизора для развития личности недостаточно.

Школьники недовольны тем, что с этого года им придется сдавать по восемь выпускных экзаменов и еще четыре - для поступления в вуз. При прежнем министре образования Александре Ломая требования к учащимся средних школ были настолько снижены, что сейчас ужесточение, введенное Дмитрием Шашкиным, воспринимается как драконовская мера. Особенно теми, кто пять лет валял дурака и теперь вынужден за полгода наверстывать упущенное.

Внезапно обнаруженные пробелы в образовании приходится восполнять с помощью репетиторов. Для родителей это болезненный удар по кошельку. Вот почему они поддержали акцию протеста своих детей.

Внести свою лепту хотела и оппозиция, но ее попросили не вмешиваться, чтобы не путать политические вопросы с образовательными. Однако в конечном итоге конфликт все-таки перешел в политическую плоскость.

Дело в том, что на следующий же день после "революции двоечников" стали подавать в отставку директора школ, воспитанники которых вышли протестовать. Почти все они безропотно согласились пополнить армию тбилисских безработных. И только директор 149-й школы Майя Гиоргадзе пыталась сопротивляться. Ее вызвали в Минобразования и сделали соответствующее внушение.

О давлении на руководителей учебных заведений стало известно благодаря главе Ассоциации директоров школ Теоне Тутберидзе. Давняя противница влияния православной церкви на грузинское общество неожиданно для себя оказалась по одну сторону баррикад с Илией II. Именно она в прошлом году распространяла в Интернете скандальные видеомонтажи с патриархом, которого обвиняла в связях с ФСБ.

Впрочем, в отличие от патриарха Тутберидзе не уповает ни на Бога, ни на милосердие Шашкина. Для нее министр - почти личный враг. Минувшим летом она дважды обращалась в прокуратуру с требованием расследовать правонарушения, допущенные руководителем ведомства. Первое дело касалось увольнения директора 14-й тбилисской школы Звиада Миминошвили, которого с помощью шантажа вынудили покинуть пост. Второе было возбуждено по поводу исчезновения документации об обороте денежных средств Министерства образования в период правления Шашкина. Однако ни то, ни другое не поколебало позиций министра в правительстве Саакашвили.

Сам батоно Дмитрий на детские протесты отреагировал строго. "Стыдно, когда требуют аттестата, не имея соответствующего образования. Наши школы - не клубы для развлечений и дискотеки", - заявил он и пообещал, что двенадцатиклассникам, несмотря на их недовольство, обязательно придется сдавать все восемь экзаменов: по грузинским языку и литературе, иностранному языку, истории, химии, физике, математике и биологии. "В масштабах Грузии в 12 классах учатся около 50 тысяч учащихся, и неаргументированный протест семнадцати, десяти или ста учащихся, к счастью, не является полным показателем настроя двенадцатиклассников", - добавил министр.

Политика Шашкина в отношении аттестационных экзаменов с симпатией принимается Свободным профсоюзом педагогов и ученых Грузии. Недавно в этой организации сменилось руководство. И если прежняя глава Манана Гурчумелидзе была с министром на ножах, то новая председательница Майя Кобахидзе повышение требований к выпускникам школ поддержала.

Руководитель организационного департамента профсоюза Майя Эсебуа в беседе с GeorgiaTimes пояснила, что после начала реформы образования отношение учеников к школе испортилось. "Для детей потерял свою значимость аттестат. Они даже перестали ходить в школу и дома готовились к единому национальному экзамену", - рассказала она.

Сейчас Министерство образования, по ее словам, старается вернуть уважение к школе, и поэтому профсоюз поддерживает введение выпускных экзаменов. "У учеников должны быть знания, и их надо оценивать. Мы считаем, как во всех цивилизованных странах мира, выпускные экзамены должны быть. Другое дело, что вводить их надо было, может быть, постепенно, а не так, как случилось у нас. Хотя я должна отметить, что еще в январе прошлого года, то есть полтора года назад, было объявлено, что начнутся специальные курсу, на которых двенадцатиклассники будут готовиться к экзаменам. То есть они узнали об этом не сегодня, а еще в прошлом году", - подчеркнула Эсебуа.

Кроме того, первая акция протеста школьников прошла в учебное время. Ребята нарушили дисциплину и уже этим заслужили неодобрение от педагогов.

По словам нашей собеседницы, требования Шашкина к выпускникам не так уж строги. Из ста возможных баллов на выпускных испытаниях им нужно набрать хотя бы 15 баллов. "Я считаю, что нормальный, здравомыслящий ученик может этот барьер переступить. Думаю, это необдуманный шаг со стороны организаторов акции. Если бы Министерство образования лучше контактировало с нашим профсоюзом, мы бы все сделали, чтобы дети не оказались инструментом в чьих-то руках", - отметила представительница профсоюза.

Эсебуа полагает, что большую роль в подготовке акции могли сыграть родители, которые знают, что их ребенок вовремя не овладел знаниями и теперь завалит экзамены. Но не исключено и воздействие на ребят каких-то политических сил.

Действительно, антиправительственно настроенные круги общества уже потребовали отставки Шашкина. В их числе - эксперты "Дома свободной мысли". Глава этой неправительственной организации Бакур Бакурадзе в разговоре с GeorgiaTimes подчеркнул, что за последние 20 лет ни при одном министре образования школьники не выходили протестовать на улицы. А это значит, что Дмитрия Шашкина нельзя назвать "хорошим менеджером", каковым его при назначении рекомендовал Михаил Саакашвили.

Бакурадзе отметил, что сами по себе экзамены не могут повысить уровень знаний школьников. Начинать нужно было с усиления учебной программы всех 12 лет, проведенных за партой. "Нынешние выпускники пришли в школу в 1999 году. Они были в пятом классе, когда начинают изучать физику, химию и другие предметы, где-то в 2005 году. Как раз в это время к власти пришло "Единое национальное движение", которое начало реформы в сфере образования. И с пятого класса эти дети стали "подопытными кроликами", которые участвовали в экспериментах правительства. Они последние два класса только и ходят к репетиторам - готовятся к единым национальным экзаменам. А теперь им предъявляют требования сдавать еще восемь выпускных экзаменов", - пояснил глава "Дома свободной мысли".

По словам Бакурадзе, Шашкин начал репрессии не только среди директоров, вынужденных присоединиться к 900 тысячам безработных в Грузии, но и среди педагогов и школьников. Сейчас оставшиеся на местах директора учебных заведений проводят воспитательную работу, чтобы, не дай бог, никто больше не вышел с протестами. На каждого директора инспекция Минобразования, уверяет эксперт, уже подготовила на случай "прокола" папочку со списком прегрешений, позволяющих уволить неугодных в любой момент.

Как тут не засомневаться в благородстве и милосердии господина Шашкина? Но Илия II на то и патриарх, чтобы верить и молиться.