Мужчина и женщина

"Саперави" - вино раздора?

GeorgiaTimes.

С 2006 года, когда Россия забраковала всю грузинскую продукцию, производители из Грузии правдами и неправдами старались отправлять фрукты и вина на запрещенную территорию, хоть и под чужими марками. Абы не разориться. Недавно один из производителей мандариновых концентратов честно признался в разговоре с GeorgiaTimes, что пытается в обход эмбарго Роспотребнадзора продать сок российским покупателям, и пусть разливают под любым брендом.

Дошло до того, что к грузинской продукции стали относиться с подозрением не только в России, но и в Европе. И это подтвердил некий патриотично настроенный грузинский эмигрант Нугзар Сулашвили, который под Новый год не нашел в европейской сети русских супермаркетов грузинское вино и был вынужден купить армянское "Саперави".

Вместо пирога хачапури ему продали "Хачатуряна", вместо чурчхелы- "армянское чудо". Вдобавок предложили взамен ачмы - "ачмеядин", в качестве лаваша - "хлеб Ашота", а вместо гозинаков - " айнуш"!

Горек был тот новогодний стол с "Саперави" "Из коллекции дорогих армянских вин", тем более и что и вино ереванского разлива оказалось далеко не на араратской высоте.

Грузия в последние полтора года кинула все свои силы на "раскрутку" своей продукции в Европе. Запатентовала 18 сортов вин и собиралась то же самое сделать с кулинарными изделиями, в том числе с хачапури, сыром сулугуни и соусом ткемали.

После нынешнего скандала, вызванного статьей в "Квирис палитре", в Минсельхозе пообещали ускорить процесс регистрации брендов. Однако подчеркнули, что "Саперави", в отличие от "Цинандали" и "Хванчкары", запатентовать невозможно. Уж очень распространен этот сорт винограда, и красный густой алкогольный напиток из него традиционно выпускают не только в Грузии, но и на Ставрополье, в Крыму, Казахстане, Молдавии и в той же Армении.

Но заявление Минсельхоза осталось незамеченным. Как и реплика публициста "Квирис палитры", что армянской мафии за рубежом помогает грузинская "непатриотичная" банда фальсификаторов.

А вот упреки в адрес армян нашли живой отклик в грузинских сердцах. "Грузпатент" начал проверку по фактам использования армянскими производителями чужих брендов. СМИ наперебой стали подбивать президента Михаила Саакашвили во время ближайшего визита в Армению задать жару коллеге Сержу Саргсяну.

Министр экономики Вероника Кобалия признала, что "подделываются" под грузинское не только армяне. "Это особенно тяжко для нас с учетом того, что по сравнению с другими странами наш экспорт достаточно мал. После того, как зарегистрируем грузинские бренды, сможем обратиться к тем компаниям, которые производят фальсифицированные продукты и юридически потребовать изъятия всей продукции из продажи", - пообещала она. Кстати, абхазскую продукцию, так популярную и незапрещенную в России, она тоже собралась запатентовать. Вопрос в том, как официальный Тбилиси будет из этого извлекать прибыль?

Пока названные в газетной статье торговые марки, за исключением "несколько лет назад обнаруженных в Калифорнии "Хванчкары", "Киндзмараули" и "Боржоми", еще даже не зарегистрированы, но это не мешает грузинским СМИ возмущаться армянской наглостью.

На эти несправедливые упреки последовал полный достоинства ответ от виноделов Армении. Председатель их профессионального союза Аваг Арутюнян заявил, что армянские производители никогда не присваивали грузинские бренды.

"Саперави - сорт винограда, и нет никаких международных документов или соглашений, требующих считать тот или иной сорт винограда собственностью какого-либо государства. Не требуют же французы, чтобы никто не производил вин шардоне, только потому, что шардоне - французский сорт белого винограда", - цитирует Арутюняна "Новости-Армения".

Он был так рассержен, что высказал теорию, будто саперави вообще вывели на севере Армении. Но в этот вечный спор между грузинами и армянами, кто старше, лучше и культурнее, лучше не встревать. У каждой кавказской страны есть своя особая, не укладывающаяся в общие рамки история, а Грузия и вовсе - колыбель человечества и христианства в одном флаконе.

Что касается вин "Кахет" и "Мсхали", то их названия, по словам Арутюняна, происходят от наименований чисто армянских сортов винограда и по случайности похожи на грузинские географические названия регионов.

"Если грузинская сторона и дальше будет выдвигать свои абсурдные теории, мы очень легко посредством судебного разбирательства сможем доказать свою правоту", - заключил он.

В свою очередь председатель Союза отечественных товаропроизводителей Армении Вазген Сафарян подчеркнул, что это Грузия, а не Армения заинтересована в продаже своих товаров под чужими брендами. Это грузинские производители, по его словам, просили провести их продукцию на российский рынок под армянскими брендами, а не наоборот. И этот вариант был отвергнут армянами как неприемлемый: они не хотели "за компанию" попасть в немилость Москвы.

"У нас проблем нет, мы не нуждаемся в грузинских продуктах, производимая в Армении продукция не менее известна и востребована на зарубежных рынках", - заявил Сафарян.

Пока до заявлений на высшем уровне двух стран дело не дошло, но не исключено, что при встрече президенты будут обсуждать проблему брендов. И уж точно в ближайшем будущем Тбилиси постарается запатентовать все названия с окончанием на букву "и". Значит ли это, что во всем мире, в том числе в России, пропадут хачапури, сулугуни, "Ркацители", если они сделаны не в Грузии и без ее разрешения? Не обязательно.

Юрист московского "Центра товарных знаков" Роман Игнатов объяснил GeorgiaTimes, что не всегда патенты распространяются на весь мир.

- Товарный знак имеет территориальный принцип действия, принцип охраны. Если он получил признание на территории государства Грузия, то это не значит, что компания-правообладатель также пользуется им на территории других государств.

- А если речь идет о международном патенте?

- Опять-таки в международном свидетельстве должно быть указано, на какие страны испрашивалась правовая охрана.

- То есть, когда международный патент на конкретное название действует на территории Европы, то там нельзя продавать, например, "Саперави"?

- Это зависит от объекта интеллектуальной собственности.

- Например, в Грузии запатентовали некоторые сорта вин, имеющие определенный состав, и виноград для которых произрастает только в конкретной местности.

- Тогда речь идет о таком объекте собственности, как наименование места происхождения товара. Но даже в этом случае нужно в комплексе смотреть, изучать, что написано в свидетельстве о праве собственности.

- А наказуемо ли выпускать чурчхелы, хаваши, хачапури под другими названиями, используя похожую рецептуру?

- Я никакого нарушения здесь не вижу.

Так что волноваться, похоже, рано. Вряд ли Грузии удастся закрепить за собой столь же распространенные, как и виноград саперави, рецепты сулугуни, ткемали, сацебели и прочих ценностей грузинской традиционной кухни, так незаслуженно охаянной в прошлом году нынешним прозападным руководством страны.