Мужчина и женщина

Безработица - удел грузин, кому за 35

Быть старше президента в Грузии крайне невыгодно. Безработица преследует даже 35-летних, не говоря о сорокалетних и пятидесятилетних, отмечают в грузинских кадровых агентствах. Власти страны могут безмерно гордиться сокращением числа незанятых людей трудоспособного возраста на десятые доли процента, но когда официальный показатель безработицы превышает 16 процентов, это уже просто позор для государства номер один в мире по простоте ведения бизнеса. Лучшей антирекламы всем достижениям Михаила Саакашвили и не надо.

В недавнем новогоднем обращении к народу президент Грузии просил не отчаиваться и не обращать внимания на высокий уровень инфляции и шокирующую безработицу. Это мелочи на фоне того, что в стране "возобновился экономический рост и инвестирование".

Самому президенту с тех пор, как оппозиция пошла с ним на компромисс и потеряла доверие народа, потеря работы не грозит как минимум до 2013 года. Но повод ли это для того, чтобы так легкомысленно относиться к проблеме безработицы? Она выше, чем в любой из соседних республик. Весной "Грузстат" зафиксировал ее на уровне 16.7 процентов, а к осени она возросла до 16, 9 процентов. И вдруг под Новый год случилось чудо - число занятых начало расти.

Впрочем, возможно никакого чуда-то и не было. Официальной статистики пока нет. Да и не скоро, видимо будет. Здание "Грузстата" продано и ведомству предстоит долгий переезд. А на новом месте, как обычно, начнется неразбериха с документами.

Просто под новый год Михаилу Саакашвили захотелось чуть-чуть подбодрить население, и он объявил, будто в 2010 году впервые за последние семь лет удалось добиться реального сокращения безработицы в Грузии на целых два (!) процента. Да еще при этом президент заметил экономический рост в шесть процентов, что выше, чем в любой другой постсоветской стране.

Но кроме Саакашвили такие галлюцинации больше ни у кого в правительстве страны не повторились. И уже через две недели премьер-министр Ника Гилаури сказал, что безработица сократилась только на 0,4 процента. По его прикидкам, естественно.

Что такое несколько десятых долей процента, если осенью говорилось о почти 17 процентах людей, нигде не занятых? Причем в самом крупном городе - Тбилиси - этот показатель даже президентом был признан опасно высоким - 30 процентов. По другим данным, безработица составляет там все 40 процентов.

На самом деле, она не меньше и в сельхозрегионах Грузии. Просто там не фиксируются собственники подворий, которые, по представлениям грузинских чиновников, являются "самозанятыми". Как объяснял в свое время глава Национальной службы статистики Заза Челидзе, крестьянин, "который днем и ночью обрабатывает землю и который в течение месяца может иметь доход более 1000 лари" в большей степени занят, чем горожанин, "который не очень загружен работой и в течение мясца зарабатывает около 50 лари".

В чем-то Челидзе, конечно, прав. Но насчет дохода селянина в 1000 лари он явно загнул. Ведь крестьяне несут и большие расходы - покупают горючее, минеральные удобрения, оплачивают воду для полива. А потом какая-нибудь засуха или серебряная блоха испортит весь урожай. Если и не испортит - попробуй еще продать виноград, яблоки и прочие продукты в условиях российского эмбарго. Так что сельское хозяйство если и помогает прокормиться, то не особо повышает благосостояние грузинского крестьянина, и сбрасывать его трудоустройство со счетов не стоит.

Если же все-таки поверить Гилаури на слово и поискать, в каких сферах выросло количество вакансий и, соответственно, число занятых граждан, то выясняется, что больше всего рабочих мест появилось в сфере туризма. Как и опасаются некоторые грузинские эксперты, население страны потихоньку переквалифицируется в обслуживающий персонал для богатеньких "дядей сэмов". Ради этого Саакашвили и заставил всех школьников поголовно учить английский язык на разговорном (а не филологическом, заметьте) уровне.

Как рассказала радио "Коммерсант" исполнительный директор компании по трудоустройству KMS Майя Церетели, за 2010 год количество вакансий в гостиничном и туристическом секторе увеличилось на 5-10 процентов. Пошла туда, в основном, за подработками студенческая молодежь. И тут возникла другая проблема. Кадры оказались не только не достаточно квалифицированными, но и требовательными: они желают совмещать работу с учебой.

Вероника Кобалия, юная министр экономики, уже нашла выход из создавшегося положения. Она запланировала на 2011 год открытие нескольких профессиональных училищ туристического профиля, где будут готовиться гиды и персонал гостиничного сервиса. Заодно она решила создать и кулинарное училище. Видимо, после проживания в Канаде никак не может привыкнуть к естественной простоте грузинской кухни, и хочет потчевать туристов "цивилизованной" едой. Правда, едут они в Грузию за экзотикой. А им будут давать итальянские макароны да мясо по-французски.

Не у дел при росте туристического рынка труда остались те, кому за 35, отмечает Майя Церетели. У них в Грузии фактически нет шансов найти работу. Причем, самой представительнице кадрового агентства это непонятно. По ее словам, на Западе, напротив, обслуживание официанта в возрасте считается признаком престижности ресторана. Но тут дело, скорее всего, в менталитете.

Ведь те, кому за 35 - это люди, выросшие в советское время. Они отличаются от молодого поколения, которое выбирает пепси и считает, что деньги не пахнут. Будут ли они хорошей обслугой? Да и английского языка они как следует не учили. И вообще - они все помнят о пребывании в составе СССР и ностальгируют по хорошим связям с Россией. Таких прозападный Саакашвили забраковал окончательно и бесповоротно. Все свое правительство и окружение он собрал по принципу - чем моложе, тем лучше.

Везде в цивилизованном мире дорожат квалифицированными кадрами, имеющими богатый опыт работы. В Грузии же тот факт, что человек был каким-нибудь чиновником в советское время - позорное пятно. В нем могут заподозрить агента спецслужб. Без ума, опыта и рассудительности людей солидного возраста правительство Саакашвили наломало уже немало дров. Вот и катится Грузия под откос.

Кстати, в кадровых агентствах, далеких от туризма, вообще никакого снижения безработицы не заметили. Так, в Центре консультаций и трудоустройства, который учрежден Международной организацией миграции, говорят скорее о сокращении рынка труда. Это обусловлено массовыми увольнениями в государственном секторе и закрытием многих социальных программ.

Впрочем, координатор центра Циури Антадзе не отрицает, что строительство гостиниц улучшило ситуацию, но только в конкретных населенных пунктах: в Батуми, Кобулети, Местии, Бакуриани. "А в Тбилиси радикальных изменений на рынке труда не зафиксировано. Когда открываются крупные гостиницы, такие, как, например, "Холидей инн" и "Редисон", на рынке определенное оживление. А сейчас ничего подобного не происходит, поэтому и предложение вакансий в обычном режиме", - цитирует ее "Бизнес-Грузия".

Хуже всего обстоит с работой по уходу за стариками и прислуживанию в домах. Вакансии в специализированном агентстве на проспекте Церетели за год сократились на треть. Зарплаты тоже. Если раньше за круглосуточную работу в семьях платили 400-500 лари, то сейчас предлагают только 300, и безработные из регионов на это соглашаются.

В общем, делать в Грузии абсолютно нечего, особенно тем, кому за 35. И стоит ли удивляться, что грузин во всем мире скоро станет больше, чем на их исторической родине. Они на заработках. Ежемесячными денежными переводами спасают страну-"реформатора номер один в мире" от полного коллапса.