Мужчина и женщина

Железные требования народа Сакартвело

На Кутаисском металлургическом заводе работают около 500 человек. Это, конечно, не градообразующее предприятие для 200-тысячного города, однако оно кормит несколько сот семей, проживающих в далеко не самом богатом Кутаиси.

На отчаянные действия рабочие пошли только сейчас. 31 августа они провели пресс-конференцию, во время которой анонсировали свои жесткие решения. Но конфликт здесь существует с 2010 года, с тех пор, как руководство перестало обращать внимание на интересы сотрудников предприятия.

Металлурги получают, прямо скажем, не очень большую заработную плату - около четырехсот долларов в месяц. За такую тяжелую работу это сущие копейки, но не будем забывать, что предприятие находится в Кутаиси - городе, где каждый второй безработный. А тот, кто трудоустроен, получает обычно долларов двести в месяц. Соответственно, металлурги, по кутаисским меркам, люди обеспеченные, и они вынуждены держаться за свою работу.

Еще в прошлом году здесь назрел острый конфликт между администрацией и рабочими. Не объясняя причин, руководство вдвое сократило зарплату. Это вызвало бунт. Неожиданная акция протеста, на которую вышел весь завод, обернулась репрессиями для ее организаторов. Семь человек провели в тюрьме 20 дней, а когда вышли, создали объединенный профсоюз. Администрация холдинга хотела наказать бунтарей, но получилось еще хуже. Появилась целая структура, которая теперь активно борется, как сказали бы в советское время, за права трудящихся.

Финансовый вопрос - не единственный камень преткновения, из-за которого в рабочем коллективе теперь совсем нерабочее настроение. Условия труда на предприятии уже являются поводом для бесчисленного количества претензий. К примеру, работникам завода не положено отдыхать. Отпуска не только не оплачиваются, их не дают даже за свой счет. Нет никаких компенсаций по больничным листам, нет вообще никаких социальных выплат. В рабочих помещениях не соблюдается техника безопасности, в раздевалках отсутствует горячая вода, не работают туалеты, вовремя не выдаются даже перчатки для работы.

Руководство предприятия, видимо, устраивает такая ситуация, когда все расходы на обеспечение производственного процесса сведены к минимуму. Но профсоюз, возникший как результат прошлогодних процессов, стал добиваться справедливости. Теперь для администрации он, как кость в горле. И это при том, что на стороне владельца завода, холдинга "Еuroazian steels", власти и административная поддержка.

Чтобы развалить профсоюз и лишить его поддержки со стороны рабочих, администрация решила предпринять ряд мер. В первой половине августа этого года она сократила шестерых активистов, а с ними еще пять человек, которые в течение длительного времени итак не выходили на работу, отказавшись трудиться в столь ужасных условиях. Позднее первым шестерым уволенным предложили восстановление в обмен на выход из профсоюза.

Руководство завода и компания-владелец стараются отвергнуть большую часть претензий сотрудников. Сам профсоюз они называют "подстрекателями" и возмущаются тем, что не были осведомлены о его создании. На это обвинение активисты отвечают, что проинформировали коммерческого директора. Также руководители предприятия говорят, что у них никогда не было задолженностей перед сотрудниками, а сам уровень оплаты труда стабилен, и никаких урезаний не было. Не считая случая, когда одну из зарплат сократили на 50 лари "из-за изменения порядка ее выдачи".

Что касается условий работы, то руководство радостно сообщает о том, что все требования сотрудников уже сейчас практически удовлетворены. Например, построена новая столовая и хорошие туалеты, в раздевалках вскоре появится горячая вода, и даже перчатки для работы выдают практически вовремя.

Однако сами рабочие пока этих положительных изменений не заметили. На вчерашней пресс-конференции они заявили о том, что объявляют предупредительную забастовку с двумя условиями: восстановить в должности тех шестерых, которые были уволены в связи с работой в профсоюзе, и создать нормальные условия труда. Что касается второго пункта, то никто не требует решить все проблемы немедленно. Люди лишь просят, чтобы администрация перешла в режим диалога. Если этого не произойдет в течение 72 часов, то будет объявлена масштабная забастовка.

Происходящее на Кутаисском металлургическом заводе является наглядной иллюстрацией к предсказаниям многих экспертов относительно "грузинского экономического чуда". Дело в том, что инвестиционный бум, предшествовавший войне 2008 года, объяснялся несколькими простыми вещами. Правительство избрало тактику поощрения инвестиций в ущерб социальным гарантиям. На практике это означает, что инвестору, которого пригласили в Грузию, предоставляли всевозможные льготы. Но самое главное, закрывали глаза на то, как соблюдается трудовое законодательство на предприятиях, созданных за счет иностранных инвестиций. То есть государство выступало и выступает лоббистом приезжих бизнесменов, но не собственных работающих граждан. Соответственно, инвесторы поняли все это как возможность, во-первых, платить очень низкие зарплаты, а во-вторых, избежать всяких социальных обязательств, и получили полную поддержку властей во всем, что касается отношений с трудовыми коллективами. Именно по этой причине металлургов Кутаисского завода арестовали в 2010 году за организацию акции протеста. Государство во всем поддерживает инвесторов.

Все это произошло не случайно. Это была намеренная тактика властей. Дело в том, что загнать иностранный капитал в Грузию крайне сложно. Это маленький рынок, который крупным иностранным компаниям может быть интересен только как производственная база, обеспечивающая поставки товаров на соседние большие рынки. Капитал из вне мог прийти в Грузию только при условии, что тут будет низкая себестоимость производства. А она обеспечивается в первую очередь благодаря низкой оплате труда и отсутствию социальных гарантий. Вот каким образом в Грузию пришли инвестиции. И если, допустим, сейчас власти озаботятся социальными правами граждан, то им придется менять правила игры. А это может означать только одно: иностранный капитал покинет Грузию.

Поэтому в данном конкретном случае рабочим, возможно, удастся лишь частично добиться реализации своих требований, поскольку принципиальное улучшение условий труда не входит в планы руководства страны. Заметим, что коллектив завода не выдвигает требований повысить заработную плату. Всем понятно, что это просто несбыточная мечта.