Мужчина и женщина

Кистинцы против Башара Асада

Более двухсот чеченцев воюют в Сирии. Информацию об этом подтвердило руководство чеченской диаспоры в Грузии. Часть этих людей — жители Панкисского ущелья, другие отправились в Сирию из Чечни. Предпринимает ли руководство Грузии какие-либо действия по недопущению проникновения кистинцев в Сирию и что думают по этому поводу сами чеченцы, проживающие в Грузии?

Кистинцы — этнические чеченцы, проживающие в Панкисском ущелье Грузии — сражаются в Сирии против Башара Асада. Информация об этом появилась недавно. По данным независимых источников, против режима Асада сражаются около двухсот чеченцев, половина из них — из Панкисского ущелья.

Панкисское ущелье расположено на северо-востоке Грузии, в нескольких десятках километров от границы с Россией. По данным тех же источников, все отправившиеся в Сирию чеченцы имеют отношение к северокавказской террористической группировке "Имарат Кавказ", при этом лидер данной группировки Доку Умаров изначально не поддерживал их решение. Позднее, однако, он пересмотрел свою точку зрения, признав, что на Северном Кавказе нет достаточных ресурсов для подготовки боевиков, и потому они могут тренироваться в специальных лагерях в Сирии.

Панкисское ущелье Грузии уже давно приобрело дурную славу. Во время второй чеченской войны из России неоднократно были слышны обвинения, что именно там проходят подготовку боевики, которые затем переправляются на Северный Кавказ. Руководство Грузии сначала не обращало особого внимания на эти заявления, однако в конце концов было вынуждено признать, что в Панкиси "не все в порядке". Затем началась спецоперация, длившаяся несколько месяцев. В результате криминальные группировки и боевики, которые находились в ущелье, были вынуждены либо сдать оружие, либо покинуть этот район.

Жители Панкиси говорят, что молодые люди, которые отправились воевать в Сирию, убеждены, что они помогают сирийскому народу свергнуть диктатора, который угнетает мирных граждан. Впрочем, многие выступают против подобных действий молодежи. Как сообщил GeorgiaTimes представитель чеченской диаспоры в Грузии, руководитель фонда интеграции народов Кавказа Умар Идигов, в Сирии уже погибло около 10 чеченцев (точное количество неизвестно, поскольку их хоронят на месте). Одним из погибших был Рустам Гелаев — сын чеченского полевого командира Руслана Гелаева. Рустам погиб в Сирии во время бомбежки мечети. Его тело удалось перевезти в Грузию и там похоронить. В основном же погибших чеченцев хоронят либо в Сирии, либо в Турции.

— Я категорически против того, чтобы чеченцы отправлялись в Сирию, воевали и гибли бы там, — сказал Умаров в интервью GeorgiaTimes. — Многие родители жалуются, почему грузинское правительство не мешает тому, чтобы молодые чеченцы отправлялись воевать в Сирию? Эта война — внутренняя проблема Сирии. Да, конечно, Башал Асад — преступник, и его надо наказать так же как Саддама Хусейна и Каддафи за то, что он уничтожает собственный народ и культурное наследие. Но в Сирии воюют не сирийцы или чеченцы, там воюет Америка. Она сует свой нос повсюду. Так почему кистинцы должны там погибать? Ведь в Сирии и Башар Асад, и оппозиция — один народ, так пусть они сами решают свою судьбу.

— Почему эти люди поехали воевать? Их что, кто-то заманил в Сирию обманным путем?

— Ну вы же понимаете, обмануть 18-20 человек — несложная задача. Там провели видимо агитацию всякие там ваххабиты и т. д. Вот я сам участвовал в войне в Чечне, поскольку считал, что защищал свою родину. Вот это был Джихад. А в данном случае ни о каком Джихаде речи быть не может. Ведь там финансируют оппозицию США, европейские страны, то есть ничего общего со священной войной это не имеет. И вообще, война, скорее всего, ведется из-за нефти.

— Была также версия, что молодые чеченцы едут в Сирию, чтобы пройти там военную подготовку и затем воевать против России. Так ли это?

— Ну это говорит Доку Умаров, я слышал его заявление. Но то, что происходит сегодня в Чечне, это не Джихад. В Чечне сегодня спокойная обстановка, там ведется строительство, республика развивается экономически. Если бы в Чечне находились федеральные силы, то это другое дело. Но ведь их там нет. Так что это все пустые разговоры. Я никогда не поддерживал Кадырова, но призывать к какой-то борьбе в Чечне — означает воевать против собственного народа.

— Пытались ли вы как-нибудь отговорить этих людей ехать в Сирию?

— Я неоднократно ездил в Турцию, ездил в Сирию. Пытаюсь что-то сделать. Мне непрерывно звонят родственники этих молодых людей. Они интересуются, почему этих людей отпускают из Грузии? Правительство Грузии должно что-то сделать. Но мне кажется, что их кто-то явно финансирует. А правительство Грузии говорит, что они не могут запретить этим людям отправляться в Турцию или другие страны. Это их личное дело. Но я все-таки думаю, что власти Грузии должны как-то повлиять на эти процессы.

Несмотря на все усилия чеченской диаспоры, остановить молодых людей от участия в сирийской войне не удается. Кистинцы надеются, что правительство Грузии примет действенные меры по защите своих граждан. Ведь большинство этих людей — граждане Грузии.

Михаил Вардзелашвили