Проект ОБСЕ на встрече с замглавы грузинского МИДа Грузии Александром Налбандовым представил посол Греции в Грузии Георгиос Хадзимихелакис. По информации «Новости-Грузия», документ уже разослан всем странам-членам ОБСЕ. «На встрече было подчеркнуто, что стороны, в связи с необходимостью продолжения деятельности миссии ОБСЕ в Грузии, готовы конструктивно сотрудничать для достижения указанной цели», - говорится в официальном сообщении МИД.
Таким образом, организация продолжает поиск путей для выхода из того непростого положения, в котором она оказалась после истечения срока мандата наблюдателей 22 декабря прошлого года. Россия, напомним, уже дважды накладывала вето на продление миссии в связи с новой геополитической ситуацией, сложившейся после августа на Южном Кавказе. Не так давно российская сторона предложила свой вариант для продолжения работы наблюдателей - создания двух самостоятельных миссий в Тбилиси и Цхинвале. Однако страны ОБСЕ, разделяющие территориальные претензии Грузии на Абхазию и Южную Осетию, не пошли навстречу.
Теперь свое предложение подготовили уже сами «Бакоянни и компания». И, судя по реакции официального Тбилиси, оно там пришлось по душе. В отсутствие конкретики, однако, остается непонятным, за счет каких ключевых позиций ОБСЕ удалось прийти к согласию с Грузией. Напрашивается только один вариант - миссия организации остается только в Тбилиси, как и сейчас.
Может, оно и к лучшему. Слишком много разочарований принесла работа ОБСЕ Цхинвалу. Это и совершенно однобокое освещение событий на приграничной территории, и поразительная инертность в августе прошлого года, и нежелание признать, что Южная Осетия с осени-2008 - независимая республика.
Удивительно, но, потеряв, видимо, всякую надежду на продолжение работы в Цхинвале, ОБСЕ вдруг обратила свой взор на Абхазию. Так, представитель организации по вопросам нацменьшинств Кнут Воллебек 14 апреля в Гааге выразил свое беспокойство в связи с «давлением в отношении местного грузинского населения в Гальском районе Абхазии», - сообщает Civil.ge. По мнению Воллебека, это давление заключается в ограничении права на образование на родном языке, насильственного призыва в абхазские вооруженные силы и ограничения свободы передвижения. «Вызывает сожаление решение властей Абхазии закрыть административные границы республики, что создает трудности для населения в поддержании семейных связей, получении доступа к необходимому медицинскому обслуживанию, а также в продаже своих товаров на другой стороне фактической границы, - считает Воллебек. - Убежден, что такие принудительные действия, которые нарушают международное право, могут и дальше дестабилизировать и без того неустойчивую межнациональную обстановку в регионе».
Очевидно, уважаемый дипломат запамятовал, что Абхазия закрыла границу с Грузией как раз для сохранения безопасности. Еще в конце прошлого года глава абхазского МИДа Сергей Шамба говорил о том, что ситуацию в регионе дестабилизировали проникновения диверсионно-террористических групп со стороны Тбилиси. Причем министр не был голословен. Как известно, летом в Сухуме и Гагре было совершено два теракта, в результате пострадали 12 человек, в их числе был и российский турист. Абхазы закрыли границу с Грузией, но ненадолго. Осенью шлагбаумы вновь поднялись, но начавшиеся провокации заставили Сергея Багапша принять решение о размещении войск по периметру границы. При этом, как сообщало ИА «Regnum», абхазская сторона находится в постоянном поиске путей решения проблем в неспокойном Гальском районе. Однако, как сообщил представитель президента Абхазии Руслан Кишмария: «Абхазская сторона неоднократно пыталась связаться с губернатором Зугдидского района, но с нами никто не хочет говорить. Власти Грузии пытаются всячески накалить обстановку в приграничном с Грузией районе Абхазии».
Но вернемся к Кнуту Воллебеку. Вызывают недоумения его однобокие ссылки на международное право. Поскольку после признания Абхазии и Южной Осетии Россией обе республики стали субъектами международного права и юрисдикция Грузии на них не распространяется. А значит и ссылки на «административную границу» не пройдут. Если же страны ЕС не готовы к признанию новой геополитической ситуации на Южном Кавказе, то элементарная политкорректность требует быть осторожности в публичных заявлениях. Ведь вещая от имени ОБСЕ, приходится говорить в том числе и от лица России, которая тоже является членом этой организации, а, следовательно, учитывать и ее позиции. Мнение европейской бюрократии в данном случае в расчет не берется.
Не случайно министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил: «Россия не против превращения ОБСЕ в «зонтичную организацию» в Европе, но не в существующем ее виде, - сообщают «Вести». - Наши предложения по ее реформированию не вызывают энтузиазма у партнеров, а встречных предложений нет. На Западе считают, что ОБСЕ в том виде, в котором существует сегодня, - это «золотой стандарт», но при этом никто не удовлетворен положением дел в евроатлантической безопасности».
Что ж, пока «золотой стандарт» безопасности находится в кризисе и ищет лазейки для того, чтобы остаться на Южном Кавказе.
Артем Горбунов