Мужчина и женщина

Минск предоставил ЕС роль пассивного наблюдателя

«Сегодня вопрос признания независимости Абхазии и Южной Осетии обсуждается депутатами, - цитирует Лукашенко «Интерфакс-Запад». - У нас далеко не полное единство среди депутатов. Сейчас наше министерство иностранных дел плодотворно работает с депутатским корпусом, чтобы было это единение».

Напомним, парламент Белоруссии до сих пор не внес в повестку дня тему признания независимости Абхазии и Южной Осетии, хотя Белоруссия была единственной страной на просторах СНГ, выразившей поддержку России в августе прошлого года. В сентябре, как сообщала «Xpressa.ru», официальный Минск заговорил о возможности признания независимости двух молодых республик в парламенте, но подвижек не произошло. Зимой Александр Лукашенко в интервью «Франс-пресс» положительно и вполне конкретно отозвался о стремлении Абхазии и Южной Осетии к обретению суверенитета, но решение по этому вопросу опять-таки возложил на высший законодательный орган страны.

«Мы хотели бы пройти этот путь, как прошли его россияне, - говорил Лукашенко. - Да, президент должен подписать указ, если это признание. Но я хотел бы, чтобы эта тема прозвучала в обществе. Чтобы наш парламент это обсудил. Тогда и президент будет принимать решение. У нас с Южной Осетией и особенно Абхазией свои давние дружеские отношения».

Не так давно в политических кругах заговорили о том, что животрепещущая тема найдет свое отражение в повестке весенней сессии парламента, но воз пока и ныне там. Тем не менее, последнее заявление Александра Лукашенко наталкивает на мысль о том, что президент рекомендует парламенту рассмотреть вопрос признания южнокавказских республик.

Тем временем, Лукашенко получил приглашение от Евросоюза на майский саммит, посвященный программе «Восточное партнерство». Его, как сообщает Lenta.ru, передал белорусскому лидеру глава чешского МИДа Карел Шварценберг. Тот самый Шварценберг, который не далее, как в феврале, обещал Минску «серьезные проблемы» в случае признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Президент тогда достойно ответил Европе, когда заявил, что не позволит никому держать Белоруссию на крючке. Кстати, вскоре ЕС без лишних «советов» включил Минск в «партнерство».

По мнению эксперта аналитического центра «Стратегия» Валерия Карбалевича, приглашение Лукашенко на саммит в Прагу говорит о том, что белорусский лидер стал победителем, триумфатором этой «дуэли с ЕС». «Лукашенко не пошел ни на какие существенные уступки Европе - на уступки пошла Европа», - цитирует эксперта газета «Белорусы и рынок».

Пока, правда, неизвестно, кто будет представлять Белоруссию в Праге 7 мая. Но от своих слов Лукашенко не отказался и по сей день. В своем недавнем обращении к народу и парламенту белорусский лидер призвал Евросоюз «не оказывать на Минск давления в вопросе о признании или непризнании», передает «Эхо Москвы». «Раздаются голоса на Западе: если Белоруссия признает Абхазию и Южную Осетию, мы их накажем. Накажите Россию - она уже признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Опять двойные стандарты со стороны Запада. Мы сделаем то, что и обещали, и исходить мы будем из наших интересов и обязательств. Успокойтесь, я прошу вас, хоть на один час и дайте нам проводить политику, которая будет интересна и безвредна всем. Но мы не потерпим, когда нами будут понукать, когда нас как скот будут толкать в спину».

Судя по линии поведения, избранной ЕС, «толкать в спину» Лукашенко там уже опасаются. Очевидно, Брюссель по отношению к Минску решил избрать тактику финансовых «завлекалочек». Как сообщает Baltinfo.ru, цифра в 600 миллионов евро, выделенных на реализацию «Восточного партнерства», со временем может даже увеличиться. «Финансовые ресурсы «партнерства» могут стать на порядок больше, - высказывает надежду директор департамента ЕС министерства иностранных дел Украины Павел Климкин. - Это произойдет, если в ходе ее реализации будут достигнуты положительные результаты».

Невольно задаешься вопросом: а что будет рассматриваться Евросоюзом в качестве «положительного результата»? Сомнительно, что под эту категорию подпадает упрощение визового режима и создание зон свободной торговли с постсоветскими республиками. Очевидно, успехом ЕС будет считаться второстепенная роль России на просторах бывшего СССР, и, в конечном счете, ее изоляция. «В первых же строчках положения о программе «Восточное партнерство» говорится, что ее целью является демократизация постсоветских стран, - обращает внимание заместитель директора Центра политических технологий Сергей Михеев, передает KMnews. - А экономические вопросы отодвигаются на второй план. А финансовая помощь, которая будет оказываться странам-участницам, откровенно говоря, копеечная. Это и есть квинтэссенция европейской политики - путем малых затрат достичь многого». Как известно, объектами влияния в рамках «партнерства» Брюссель избрал Азербайджан, Армению, Грузию, Молдову, Украину и Белоруссию. Но с последней возникли проблемы

«Брюссель желает осуществить геополитическое проникновение в Белоруссию и наладить какие-то каналы влияния на Минск, - считает Сергей Михеев. - Естественно, с тем прицелом, чтобы постараться оторвать Белоруссию от России. Или по крайней мере максимально осложнить отношения между Минском и Москвой. А в дальней перспективе - поставить вопрос о членстве Белоруссии в НАТО и ЕС».

Что же касается ближайших перспектив, то Евросоюзу, столкнувшемуся с твердой позицией Лукашенко, остается ждать рассмотрения белорусским парламентом вопроса Абхазии и Южной Осетии. И уповать на стремление Минска в Европу. Что, впрочем, никак не влияет на дружеские отношения Белоруссии и России.