Мужчина и женщина

Евросоюз и Россия в поисках «единых стандартов»

Главной темой двухдневного саммита Россия-Евросоюз будет Грузия, наперегонки сообщают грузинские СМИ. Если же быть более точным, то участники встречи обсудят российскую Концепцию европейской безопасности, вопрос разработки Энергетической хартии и обстановку на Кавказе.

Накануне «слета» министров стран ЕС в Хабаровске Верховный комиссар по внешней политике и безопасности Евросоюза Хавьер Солана в интервью РИА Новости рассказал о своих ожиданиях. «Мы уделим отдельное внимание последним событиям в Грузии, Молдавии и на Балканах, которые вызывают обеспокоенность, как у ЕС, так и у России», - пообещал он. Солана надеется на конструктивный обмен мнениями по поводу последствий августовского конфликта в Южной Осетии. «Война прошлым летом в Грузии создала тяжелую стрессовую ситуацию в наших отношениях. Она пока не разрешена, и у нас есть вопросы, по которым мы расходимся во мнениях. Тем не менее, мы продолжаем делать ставку на диалог и встречи», - заметил представитель ЕС. В свою очередь, еврокомиссар по внешним связям и политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер в интервью «Коммерсанту» пояснила, что желание возобновить переговоры о всеобъемлющем соглашении ЕС с Россией не означает смирения с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии. «Мы, как и всегда, к примеру, придерживаемся принципа территориальной целостности Грузии, а также не признаем независимость Абхазии и Южной Осетии. Но, имея крепкие и сбалансированные отношения, мы имеем возможность честно и открыто обсуждать любые вопросы, в том числе и противоречивые», - заявила она.

Грузинские эксперты уже делают свои прогнозы: чей взгляд на проблему отделения двух регионов страны возьмет верх. Каха Гоголашвили в интервью GHN предположил, что на Хабаровском саммите ЕС и Россия не смогут прийти к соглашению по грузинскому вопросу. Он утверждает, что российская сторона не согласится на мониторинг наблюдателей ЕС в зоне конфликта. «На саммите со стороны ЕС также будет поставлен вопрос в связи с наращиванием со стороны России вооружения в конфликтных регионах, но думаю, что Россия не уступит позиции и тут», - говорит Каха Гоголашвили. Эксперт Торнике Шарашенидзе, напротив, предрекает Брюсселю успех в связи с возросшей зависимостью России от экспорта энергоносителей в период глобального кризиса. «Обязательно будет поставлен вопрос миссии ОБСЕ в Грузии. И тут необходимо отметить, что на сегодняшний день Евросоюз имеет довольно серьезные рычаги против России, так как по последним данным, продажи «Газпрома» в Европе сократились приблизительно на 40 процентов. То есть, уже проявляется то, что не только Европа зависит от России, но и наоборот. Если Европа захочет, может много достичь с Россией», - заявил собеседник GHN. Андро Барнова, как и Торнике Шарашенидзе, надеется, что Запад задействует экономические рычаги влияния, потому что «очень плохо, когда Россия пытается навязывать миру свои правила игры». Как заявил эксперт в интервью «Кавказскому узлу», наиболее уязвимое место для российской экономики и политики - проблема экспортных поставок природного газа в Европу, и этот стимул Запад обязательно задействует в вопросе урегулирования конфликта на Южном Кавказе.

Между тем, российские эксперты и политики намерены до победного конца отстаивать решения по Абхазии и Южной Осетии. «У нас есть, что спросить у европейских коллег, например, во что материализуется их длительная безоглядная поддержка Саакашвили. Что они по этому вопросу думают? Тем более что оппозиционные движения отчетливо продемонстрировали невосприятие его политики, как внутренней, так и внешней», - прокомментировал предстоящую дискуссию агентству ИТАР-ТАСС помощник президента РФ Сергей Приходько. По словам чиновника, на саммите при обсуждении международных вопросов планируется обменяться мнениями о конфликтах в Европе, в том числе по вопросам кипрского урегулирования и косовской проблеме, ситуации в Молдавии. «Готов ли нести Евросоюз ответственность за внешнюю политику, или только будут спрашивать нас про Иран, про другие проблемы? А здесь, в Европе, они готовы с такими же стандартами относиться к недопустимым действиям?», - сказал Приходько, подчеркнув, однако, что российская сторона не нацелена на конфронтацию, но хотела бы серьезно обсудить эти вопросы.

Его мнение разделяет замглавы комитета Совета Федерации по международным делам Василий Лихачев. «В Южной Осетии факт агрессии со стороны господина Саакашвили был налицо. Нашим европейским партнерам надо быть предельно внимательными и ответственными, если мы хотим строить прочное долгосрочное здание европейской безопасности», - отметил он в интервью «Интерфаксу». По его словам, Брюссель жестко будет требовать доступа для своих наблюдателей в Абхазию и Южную Осетию. Но с точки зрения России, эти республики являются независимыми государствами, поэтому и миссии наблюдателей должны быть отдельными. «Позиция России в вопросах Абхазии и Южной Осетии вытекает из уважения устава ООН и адекватна геополитическим процессам, происходящим в этом регионе», - подчеркнул Лихачев. Напомним, что накануне саммита Абхазия отстояла право упоминаться отдельно от Грузии в докладе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. В Тбилиси посчитали, что Москва надавила на руководство ООН. И надо признать, что дипломатическая заслуга России в этом была. Но удастся ли Москве повторить эту победу на хабаровском саммите? Наверное, многое будет зависеть от того, станет ли мешать Евросоюз «мух с котлетами» и увязывать вопросы своей энергетической безопасности с жизнью людей в Абхазии и Южной Осетии. Пока что представители ЕС несмотря на все разногласия с Россией хотят продолжать диалог по всем вопросам.