Более полутора тысяч гостей позвал на новоселье в Авлабари Михаил Саакашвили. Творение итальянского архитектора Микеле де Лучи стоило того. Изюминкой президентских покоев, по словам Саакашвили, будет уникальная миниатюрная Библия, которая принадлежала династии Багратиони. По словам президента, священную книгу пять лет назад ему передала в США одна из представителей фамилии Багратиони, после чего он хранил ее у себя в кабинете в шкафу. А еще стены резиденции временно украшает картина всемирно известного грузинского художника Нико Пиросмани «Гиоргоба в Болниси». Ее, по меткому замечанию оппозиции, сотрудники личной охраны президента «похитили» из Национального музея в феврале, когда Саакашвили отмечал там 88-ю годовщину «вторжения Красной Армии в Грузию».
Строительство новой резиденции в районе Авлабари началось после «революции роз» на месте бывшего управления полиции. Оппозиция подозревала, что на этом отмываются немалые деньги и требовала отчета о затратах на резиденцию.
На презентации в Авлабари Саакашвили озвучил некоторые цифры. Но они оказались намного меньше подсчетов его политических противников. Если верить президенту, строительство дворца, например, обошлось всего лишь в 13 млн лари (7,8 млн долларов). А в целом на резиденцию затрачено, по словам Саакашвили «около 0,18 процента всех государственных расходов в течение последних пяти лет». К тому же, как объяснил Саакашвили, с его приходом годовой бюджет Грузии вырос в 10-12 раз. Вероятно, поэтому грузинские власти за те пять лет, что строилась резиденция, открыли «больше школ, больниц, спортплощадок, чем это удалось в других странах», рассказал глава государства школьникам во время экскурсии по Авлабарскому поместью. «И мы все это успели, сделали», - втолковывал он ребятам, стараясь их убедить, что радеет не только о себе.
Но оппозиция не раз заявляла, что на строительство резиденции ушли не десятки, а сотни миллионов лари долларов. По некоторым подсчетам, около 800 миллионов долларов, большая часть которых была получена путем вымогательства у бизнесменов.
Всего у президента Грузии, небольшой по азиатским меркам страны, семь (!) резиденций. Две из них в связи с кризисом решено было продать, но пока об аукционах ничего не слышно. Одну Саакашвили передал беженцам. А еще четыре остались: надо же где-то прятаться от надоедающей оппозиции, которая норовит ночными бдениями испортить сон главы государства.
Более двух месяцев сторонники отставки Михаила Саакашвили сидели в палаточном городке перед Авлабарскими покоями. И днем, и ночью они проводили акции протеста, вынудив обитателя резиденции сменить место пребывания. Когда выяснилось, что жилец съехал, лейбористы посоветовали правительству продать резиденцию, чтобы покрыть дефицит госбюджета. В июне он достиг миллиарда лари. Это грозило задержками зарплат врачам, педагогам и железнодорожникам. Многим работникам почты на тот момент уже не платили зарплату.
Прикрыть дыру в бюджете помогли займы в иностранных банках, гранты и продажа казначейских обязательств. И вроде бы, расставаться с любимой резиденцией Саакашвили уже не к чему. Однако задолженность по зарплатам госслужащим только возросла. Как заявил накануне депутат парламента Грузии Гия Цагареишвили, педагоги не получили 1 июля отпускные за два летних месяца. «Прежде чем Саакашвили вздумает проводить бал-маскарады в новой резиденции, пусть лучше заинтересуется тем, почему не выделяются отпускные средства для педагогов», - резонно покритиковал представитель парламентского меньшинства. И призвал Саакашвили лично разобраться в проблеме.
Между тем, власти Грузии реанимировали старый проект пополнения бюджета за счет... кладбищенского налога. Накануне против этого Лейбористская партия провела акцию у здания тбилисского городского собрания (сакребуло). Как сообщил на митинге один из лидеров лейбористов Иосиф Шатберашвили, по инициативе мэра Тбилиси Гиги Угулава столичные власти собираются установить налог на землю на кладбищах в размере 20 лари за один квадратный метр. При этом на отделанных мрамором кладбищах размер налога составит вдвое большую сумму.
Об этом налоге в Грузии заговорили еще в 2006 году. Оппозиция выступила против нововведения. Как говорил лейборист Гиоргий Гугава, это могло привести к тому, что сверху покойников из бедных семей стали бы хоронить умерших из семей состоятельных. Тогда вице-мэр Тбилиси Мамука Ахвледиани, как пишет «Новый регион», успокоил общественность. Он заявил, что изменений в налогообложении муниципальных кладбищ не будет, и их приватизация не планируется. Но идея, как делать деньги на мертвых, дожила до сегодняшнего дня. Ведь построенную резиденцию и ее персонал тоже надо содержать.