О театральном представлении, которое Михаил Николаевич устроил в парламенте накануне приезда вице-президента США Джозефа Байдена уже сказано немало. Грузинский лидер в неподражаемом стиле уже в который раз назвал Россию главным врагом грузинского народа, одновременно предложив Москве дружбу в обмен на вывод российских войск с территории Абхазии и Южной Осетии. «У Грузии сегодня есть враг, - цитировало Саакашвили ИТАР-ТАСС. - Мы, конечно, хотим, чтобы народы Грузии и России были близки друг другу, чтобы недоверие и вражда между двумя странами пропала, но это не произойдет путем продолжительного и порой бессмысленного разговора об единоверстве, путем разговора о диалоге культур. Вражда закончится и дружба начнется с того момента, когда последний иностранный солдат покинет территорию Грузии».
За почти год, прошедший после трагических событий августа-2008, весь мир убедился, что агрессивной риторикой грузинский президент не только не налаживает отношения с Россией, но и все дальше отдаляется от Абхазии и Южной Осетии. К счастью, Саакашвили - это вовсе не грузинский народ, и прошедший в Москве Евразийский форум экспертов миротворческих инициатив российско-грузинского диалога это наглядно продемонстрировал.
Центральной темой мероприятия, сообщает «Кавказский Узел», стало обсуждение переговоров между общественными организациями двух стран и составление «дорожной карты» примирения России и Грузии. «В «дорожную карту» войдут такие вопросы, решение которых зависит от представителей общества: культурные, экономические, - отметил председатель общегражданского движения «Многонациональная Грузия» Арнольд Степанян. - Например, среди экономических - это, прежде всего, отмена виз». И хотя нынешняя грузинская власть с недоверием относится к подобным мероприятиям, Степанян уверен в обратном. «У нас же есть вера в то, что нам удастся разрешить проблему за столом переговоров, - считает он. - Сегодня был сделан первый шаг в этом направлении - выдвинуто предложение о создании комиссии экспертов, которая бы составляла «дорожную карту».
Со Степаняном солидарны и его коллеги - председатель Совета общественной организации «Сеть Кавказских Женщин» Нино Цихистави и директор Центра общественных исследований Гия Жоржолиани. «Мы должны способствовать тому, чтобы диалог стал возможен, - подчеркнула Цихистави. - Я приветствую многоканальный диалог, который будет способствовать тому, что наши общества смогут поговорить, обменяться мнениями». По словам Жоржолиани, диалог России и Грузии должен быть нацелен на то, чтобы началось «урегулирование насущных проблем». «Не надо переоценивать эту встречу, но если люди в двух странах начали думать, что это нужно сделать, то мы сможем достичь в диалоге определенных результатов», - считает Жоржолиани. По его мнению, находящимся «на дне» российско-грузинским отношениям должен помочь Евросоюз, который «может занять выгодную и для Грузии, и для России позицию», передает ИА Regnum.
В свою очередь российские политологи также высказались за необходимость сближения двух исторически близких народов. «В Грузии великие философская, историческая, литературоведческая школы», - сказал заместитель директора центра Кавказских исследований МГИМО Владимир Захаров.
Отметим, что это была уже не первая встреча представителей российской и грузинской общественности в целях обсуждения путей выхода из кризиса, в котором оказались отношения Москвы и Тбилиси. Впервые они встретились еще в декабре прошлого года, а в феврале состоялся конгресс неправительственных организаций России, Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Что ж, нынешний форум еще раз продемонстрировал небезосновательность мероприятий такого рода.
Не так давно вице-президент Фонда единения русского и грузинского народа Тенгиз Бегишвили отметил: «Случилось так, что отношения между столь близкими народами подверглись серьёзным испытаниям, - цитировал Viperson.ru. - Считаю своим человеческим долгом, гражданской обязанностью обратиться к руководству обеих стран с призывом трезво оценить сложившуюся ситуацию и возможные тяжёлые последствия, призвать на помощь историческую память, многовековой опыт взаимоотношений и приложить все усилия для скорейшей нормализации обстановки, возрождения и развития многостороннего сотрудничества обеих стран на благо наших народов». Остается лишь надеяться и верить, что благородные помыслы Тенгиза Бегишвили и многих солидарных с ним деятелей обеих стран не пропадут втуне.