Мужчина и женщина

Запад переходит от политиканства к здоровому прагматизму?

«Представление европейских политиков, экспертов и многих западных журналистов о конфликте в Южной Осетии за тот год, что прошел с событий августа 2008 года, несомненно, изменилось, - цитирует РИА Новости депутата Европарламента от Латвии Татьяну Жданок, выступившей в Брюсселе на конференции «Южная Осетия: пять дней одного августа». - Они просто не могут себе позволить оставаться на прежних позициях после того, как были представлены неопровержимые факты и доказательства о тех пяти днях войны». Любопытно, что такое заявление депутат делает еще до обнародования результатов международной комиссии по расследованию августовских событий. Видимо, европейцы уже сейчас уверены - решение Хайди Тальявини будет не в пользу Михаила Саакашвили.

Тем не менее, по словам Татьяны Жданок, в массовом сознании европейцев мало что изменилось. «Саакашвили и представители официального Тбилиси в дни августовской войны преуспели в паблисити и пиаре, много выступали на западном телевидении и в средствах массовой информации, - говорит она. - И та первая информация, которая вылилась на экраны и страницы западной прессы год назад, прочно закрепилась в умах простых европейцев». Однако, по ее мнению, со временем среди политической элиты и экспертного сообщества сложился определенный консенсус по оценке действий Саакашвили в конфликте в Южной Осетии и о том, кто на самом деле развязал войну. «Многие западные журналисты за прошедший год смогли съездить в Цхинвал и своими глазами увидеть истинную картину произошедшего, пообщаться с местным населением и очевидцами событий, - отметила она. - В результате в авторитетных западных изданиях появилась целая серия публикаций, которые сыграли немаловажную роль в опровержении той информации, которая была преподнесена западному сообществу грузинской стороной».

С Татьяной Жданок солидарен финский публицист Йохан Бейкман. По его словам, «русофобская волна», накрывшая Запад в августе прошлого года, сменилась более объективной картиной. «Репутация Саакашвили серьезно пострадала, и сейчас идет формирование нового общественного мнения по этому вопросу», - отметил Бейкман.

Пересмотр Западом своих позиций подтверждает и уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. «В Европе признают, что войну в Южной Осетии начала Грузия, - цитирует ИТАР-ТАСС. - Информационная ситуация на Западе по вопросу грузино-югоосетинского конфликта существенно изменилась с августа 2008 года». По мнению Лукина, его совместная с уполномоченным по правам человека Совета Европы Томасом Хаммербергом поездка в Южную Осетию способствовала тому, что в Европе начался сдвиг от одностороннего и ложного восприятия событий в Южной Осетии к более объективному. «Мы видели останки погибших мирных жителей и российских миротворцев, разрушенные улицы Цхинвала, - сказал Владимир Лукин. - Теперь на Западе кто публично, а кто молчаливо признает, что войну в Южной Осетии начала Грузия. 20 процентов говорят об этом открыто, а остальные - стыдливо отмалчиваются».

Все эти оценки - свидетельства правоты слов президента России Дмитрия Медведева. Как известно, выступая в день годовщины августовских событий, он сказал: «С кем бы я ни разговаривал после этих событий, практически все открыто, глядя мне в глаза, говорят: Да, вы были правы. Мы, к сожалению, не можем этого признать по разным причинам - в силу нашей роли и места на международной арене, в силу внутренних причин, - но вы были правы», - цитирует РИА Новости.

Возможно, со временем «внутренние причины» и геополитические расчеты Запада все-таки уступят место здравому смыслу. Тогда и у Тбилиси поубавится территориальных амбиций, которые уступят место желанию налаживать цивилизованный диалог с новыми субъектами международного права - Абхазией и Южной Осетией. «Для восстановления взаимодоверия между нашими народами необходимо признать республику Южная Осетия и республику Абхазия, - цитирует «Интерфакс» югоосетинского лидера Эдуарда Кокойты. - Мы не воевали с грузинским народом. Мы будем жить в мире и добрососедстве. И в эти траурные дни мы еще раз подчеркиваем, что мы будем бороться за мир, мы будем бороться за стабильность».

Пожалуй, Западу сейчас стоит больше уделять внимания именно установлению стабильности на Южном Кавказе. Только после этого можно будет рассуждать о той роли, которую Вашингтон и Брюссель рассчитывают играть в новой жизни Тбилиси, Цхинвала и Сухума.