По замыслу авторов экопроекта, организация биосферного полигона позволит к концу этого года соединить Тебердинский и Архызский участки Тебердинского заповедника, расположенные в высокогорной части Карачаево-Черкесской республики, с участком Кавказского заповедника в единую зону, передает «Росбалт». К этой зоне в границах России примыкает Рицинский абхазский национальный парк, а в ближайшем будущем - и территория создаваемого в республике Кодорского парка. При этом границы планируемого биосферного полигона проходят по естественно-природным рубежам.
«Создание биосферного полигона как неотъемлемой части Тебердинского заповедника является значимой мерой по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия Северного Кавказа», - подчеркнул министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев. Более того, министр отметил, что расценивает создание полигона как «эффективную компенсационную меру», направленную на уменьшение экологических рисков при подготовке к Олимпийским зимним играм 2014 года в Сочи.
В Грузии, однако, проект Минприроды России трактовали как намерение включить национальные парки Абхазии в ареал территорий Карачаево-Черкесии. Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии Гиоргий Хачидзе заявил, что Россия «не имеет на это права», поскольку инициатива Москвы не может быть реализована без соответствующего согласия ЮНЕСКО, по документам которого Рицинский и Кодорский парки являются защищенными территориями Грузии.
Грузинский министр «до кучи» присовокупил сюда и тот «факт», что экологии Абхазии сейчас якобы наносится «невосполнимый ущерб вырубкой леса и вольной добычей инертных материалов» для строительных работ в рамках подготовки к Олимпиаде. Позже МИД Грузии даже обратился к международному сообществу и международным организациям с просьбой принять «соответствующие меры».
На экологические «претензии» Грузии президент Абхазии Сергей Багапш ответил буквально следующее: «Учитывая хрупкость и уникальность абхазской природы, ни один камень не будет сдвинут с места без разрешения серьезных экологических экспертиз, - цитирует абхазского лидера «Независимая Газета». - Я как президент за это отвечаю».
А в Москве слова Хачидзе и вовсе восприняли с удивлением. Глава департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Ринат Гизатулин отметил, что некоторые грузинские экологи «настолько некомпетентны, что не в состоянии даже правильно интерпретировать такое известное в профессиональной среде понятие, как «экологический коридор», передает РИА Новости. По словам Гизатулина, коллеги из Грузии «явно не в состоянии понять», что сам факт создания крупных природных резерватов, непосредственно примыкающих с обеих сторон к границам между государствами, является благом для дикой природы и исключительно важным шагом для сохранения биологического разнообразия.
Вместе с тем, он сообщил, что заявления о вырубке леса и добыче материалов для строительства олимпийских объектов в Сочи в Рицинском и создаваемом Кодорском парках «трудно назвать иначе как вымыслом», поскольку режим, который соблюдается в зонах особо охраняемых природных территорий, исключает причинение даже малейшего ущерба окружающей среде.
Чем же объяснить показное «негодование» Тбилиси? Желанием в очередной раз уколоть Москву? Или это - один из пунктов грузинского плана по срыву Олимпиады? Об этом буквально на днях говорил председатель парламентского комитета по внешним связям Акакий Минашвили. Парламентарий прямо заявил: сейчас для Грузии стал приоритетным вопрос, чтобы Олимпиада 2014 года в Сочи не состоялась. Он также добавил, что Тбилиси активно работает с международными организациями и призывает демократические страны объявить бойкот Олимпиаде, если Россия «не отменит ряд своих решений в отношении грузинских территорий».
Примечательно, что в декабре прошлого года, когда абхазская сторона обратилась к России за помощью в создании Кодорского национального парка, этот вопрос не стоял для Тбилиси столь остро. Как известно, зимой специальная комиссия под руководством начальника Государственной экологической службы Абхазии Романа Дбара подготовила предложения по устройству заповедника в Кодорском ущелье. Уже тогда было ясно, что абхазский национальный парк сомкнется с Тебердинским государственным заповедником на территории России. Правда, Дбар уже тогда ожидал какой-то реакции Тбилиси, поскольку один участок верхней части Кодорского ущелья, действительно, контролируется Грузией. Но не столь неадекватной.
Впрочем, сейчас ничто не мешает грузинской стороне обсудить с Сухумом границы национального парка Абхазии. Однако цивилизованному диалогу в Тбилиси почему-то предпочли другую тактику.