Мужчина и женщина

Почему Темур Якобашвили обиделся на Сергея Багапша

Следует особо отметить, что все свои действия официальный Тбилиси производит из «позы обиженного». И надо сказать, что присущая грузинам одаренность позволила хорошо вписаться в этот сценический образ. Настолько, что даже противостоящие напористой официальной грузинской пропаганде СМИ - ради объективности - постоянно поясняют ситуацию: мол, в Грузии так считают и т.д. и т.п.

И ведь, что следует отметить: ни одно грузинское СМИ, ни один официальный грузинский деятель ни разу не подумали проникнуться ходом мысли своих оппонентов, тоже объективности ради. Отсюда, пожалуй, и все проблемы. Официальный Тбилиси не хочет понять никого, он ждет лишь одного - чтобы все вокруг принимали только его позицию.

Вот и нынешний случай. Застарелый конфликт на национальной почве после событий августа прошлого года, когда президент Грузии Михаил Саакашвили решил было силой решить проблему, привел к тому, что на карте Южного Кавказа появились два новых субъекта международных отношений. Вместо того, чтобы проанализировать ситуацию и спросить, в первую очередь себя: почему два народа не захотели больше жить в единой грузинской семье, тбилисские политики пошли по пути наименьшего противления - во всем обвинили Россию, гарантировавшую абхазам и югоосетинам их право на самоопределение. Хотя сами грузины с девяностых годов строят собственную государственность, не пожелав больше жить единым домом с российскими народами. И ничего. Можно. А вот абхазам и югоосетинам - нельзя.

Тема, конечно, деликатная. У каждой стороны - свои аргументы, затрагивающие самые болезненные душевные струны. И грация слона в посудной лавке здесь неуместна. Но именно с этой грацией Тбилиси отстаивает свои «законные» позиции, не признавая молодые республики и исходя из виртуальной «целостности» своего государства. Принимают «закон об оккупированных территориях» и на его основании задерживают суда, идущие в «абхазский регион».

Но чтобы не довести дело до вооруженных стычек, теперь уже на море, не пора ли принять во внимание, что есть и другая правда - у официального Сухума и Цхинвала. С их точки зрения действия грузинских пограничников - сродни пиратским. Ведь с точки зрения международного права и Южная Осетия, и Абхазия стали его субъектами после признания хотя бы одним государством. Значит не только де-факто, но и де-юре оба этих бывших грузинских региона не только превратились в полноправные независимые государства, но что оба - и это главное, что следует понять в Тбилиси, - таковыми себя считают. И без осознания этого факта никакого диалога и планов о воссоединении, даже гипотетически, в будущем, быть не может. Со своей точки зрения суверенная Абхазия в праве наказывать пиратов, захватывающих направляющиеся к ней суда.

И когда абхазский лидер лишь только заявляет об этом, чиновный Тбилиси готов поднять хай. «В случае действий против наших моряков мы обратимся к международным организациям и примем все меры», - сказал журналистам Якобашвили.

А ведь грузинскому официальному деятелю, носящему громкое имя госминистра Грузии по реинтеграции, прекрасно известно, что суда, которые захватывают грузинские пограничники перевозят сугубо гуманитарные грузы как раз для того самого населения, которое он вроде бы призван реинтегрировать. Значит, Грузия сознательно проводит блокаду Абхазии. А это - враждебные, сродни военным, действия. Следует подчеркнуть, действия, уже свершившиеся. По данным российских пограничников, береговая охрана Грузии только в этом году задержала в акватории Абхазии за различные нарушения 23 судна, в том числе четыре - за нарушение правил входа в воды «оккупированных территорий».

Абхазский же лидер пока только на словах пригрозил ответными мерами. «Грузия не прекращает пиратские действия у территориальных вод Абхазии, захватывая иностранные корабли с гуманитарным грузом, которые направляются в нашу страну. В этой связи мной принято решение о применении адекватных мер», - сказал президент Абхазии Сергей Багапш, передает РИА Новости.

Тбилисские деятели откликнулись молниеносно. На Багапша сразу «обиделись», помимо министра по реинтеграции, глава парламентского комитета по евроинтеграции Давид Дарчиашвили и так называемый глава правительства Абхазской автономной республики в изгнании Гия Барамия. Спектакль, да и только. Но ведь входные билеты на него никто не заказывал. И расплачиваться за бушующие на политических подмостках Грузии страсти опять придется простым людям. А оно им надо?

Правда, в последнее время в стане грузинской оппозиции порой раздаются здравые суждения о том, что пора, мол, выстраивать диалог и с Москвой, и с Цхинвалом, и с Сухумом. Поступаться-то при этом дорогими грузинам принципами «территориальной целостности» вовсе не обязательно. А польза может быть ощутимая. И главное, при этом появится доверие, из-за отсутствия которого, собственно говоря, и рухнуло единство грузинского государства. А дальше, как говорят, все - в руках Божьих. О чем, кстати, не устает повторять Католикос-Патриарх Илия Второй.