Nabucco через Армению, а не Грузию.
Мецаморская АЭС была возведена в Армении еще в советские годы. Несмотря на две крупных аварии, которые случились за время ее работы, электростанция раньше не вызывала раздражение Грузии. Лишь Евросоюз настаивал на консервации АрмАЭС. Она находится в высокогорье, и при аварии на ней может оказаться недостаточно воды для охлаждения реактора, поясняет «Росбалт». Управляет станцией ИНТЕР РАО ЕЭС.
И вот накануне в интервью газете «Ахали таоба» («Новое поколение») грузинский физик Михаил Кавиладзе заявил, что действующая в Армении атомная электростанция у города Мецамор создает угрозу и Грузии. Риск аварии на ней в последнее время возрос, так как АЭС, по его словам, устарела. В случае утечки радиации, под угрозу попадет весь южнокавказский регион.
Вообще-то Армения и без подсказки из Грузии запланировала до 2016 года построить новый атомный энергоблок мощностью в 1200 МВт, что в три раза выше, чем у старой станции. Реализация проекта обойдется примерно в 4 миллиарда долларов, которые предоставят инвесторы, в том числе Евразийский банк развития (ЕАБР), сообщают армянские СМИ.
Вероятно, необходимость выразить недовольство армянской станцией появилась после того, как президент Армении Серж Саргсян пристыдил Тбилиси за давление на армянское население грузинского региона Самцхе-Джавахети. Долгое время эта проблема не выходила на публичное обсуждение во время дипломатических встреч. А тут в Ереване на ежегодной конференции послов армянский лидер наконец внял просьбам своих соотечественников и попросил грузинские власти придать армянскому языку региональный статус, обеспечить юридическую регистрацию Армянской апостольской святой церкви, принять действенные меры для сохранения армянских исторических памятников в Грузии. Как заявил Саргсян, «политика, проводимая в отношении Джавахка, должна вытекать из принципа интеграции без ассимиляции».
Заявление армянского президента вызвало негативную реакцию в Тбилиси. Госминистр по реинтеграции Темур Якобашвили ответил, что Армении-де стоит заниматься развитием армянского языка у себя, где этот язык - единственный государственный. Пусть же и в Грузии будет так. Однако в Армении, не стоит забывать, нет районов компактного проживания нацменьшинств. И армяне просили придать их языку лишь региональный статус, а не государственный.
Вторым раздражающим фактором в отношениях Армении и Грузии стали сообщения о возможном пересмотре маршрута газовой трубы Nabucco, по которой Европа планирует качать среднеазиатское углеводородное сырье в обход России. Проект может претерпеть изменения, как только откроется армяно-турецкая граница. Об этом говорят уже как о реальной перспективе, а не розовой мечте. Тогда маршрут трубопровода можно будет укоротить, исключив из транзитных стран Грузию. По сведениям турецкой газеты Star, именно этого желает Евросоюз.
Маловероятным включение Армении в проект считает руководитель отдела Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров. В интервью FinTime.ru он заявил: «Понятно, что транспортировка азербайджанского газа через Армению пока представляется утопичной. А если будет принято решение о транспортировке газа из Иракского (пока еще) Курдистана, то Армения будет в этом проекте лишней. Единственно возможный вариант - это прокачка через Армению иранского газа». Впрочем, и этот вариант, если взглянуть на карту, кажется маловероятным - между и Ираном, и Турцией достаточно длинная совместная граница, чтобы в случае необходимости проложить трубу напрямую.
В Грузии и вовсе отвергают перспективу исключения страны из проекта Nabucco. Как заявила сегодня замминистра энергетики Мариам Валиашвили, теоретически это возможно, однако на практике нереально, сообщает радио «Коммерсант». По его словам, у Грузии уже есть существующая инфраструктура трубопроводов с азербайджанского месторождения Шах-Дениз и заключенные контракты. Nabucco же представляет собой продолжение существующей трубы, которая уже построена из Азербайджана в Турцию через Грузию.
Между тем, президент турецкого центра международных отношений и стратегического анализа «Турксам» Синан Оган заявил газете «Коммерсантъ», что участие Армении в совместном газовом проекте было бы весьма желательно. «Во время подписания протокола о предварительной договоренности по возобновлению дипотношений между Турцией и Арменией глава МИД Армении Эдвард Налбандян дал понять, что его страна готова участвовать во всех энергопроектах Южного Кавказа. И хотя он не назвал Nabucco, все поняли, о чем именно идет речь. До конца года ЕС и США хотят уточнить маршрут Nabucco, поэтому в Анкаре начали ускоренными темпами готовить протокол восстановления дипотношений, - пояснил Оган.
Как видно, новый маршрут газопровода в обход России уже заручился лоббистами. Грузия, скорее всего, будет отстаивать свое право на долю от транзита газа. Не зря же она, в конце концов, пожертвовала своими территориями в августе прошлого года. Но стоит ли из-за этого идти на обострение отношений с Арменией и попрекать ее АЭС?