Мужчина и женщина

Раздоры в оппозиции консолидируют власть

Одна из умеренных оппозиционных партий - «Альянс за Грузию» - еще в сентябре заявила, что готова принять участие в выборах. Был объявлен и кандидат - Ираклий Аласания. Ему многие грузинские и западные эксперты пророчат президентскую карьеру. Однако чем ближе выборы - а состоятся они весной 2010 года, - тем больше ситуация выходит из-под контроля.

Как сообщают грузинские СМИ, власти и оппозиция, точнее та ее часть, которая выбрала пусть диалога, не могут договориться. Камнем преткновения стал один из важных вопросов в избирательной реформе, над которой начали совместную работу представители власти и оппозиции.

Власти настаивают на снятии «процентного барьера». То есть на выборах в мэры столицы победит тот, кто наберет наибольшее количество голосов. А поскольку оппозиция не может объединиться, и вероятно кандидатов в мэры будет не меньше, чем в прошлом году на пост президента (тогда было 13 кандидатов!), она настаивает на 50-процентном барьере.

По мнению оппозиционеров, власти рассчитывают на то, что из оппозиции, будут представлены несколько кандидатов, которые отнимут друг у друга голоса, и в результате победит ставленник властей.

Стоит напомнить, что на такую уступку - прямые выборы мэра и посты для оппозиции в руководстве муниципалитетов - Михаил Саакашвили согласился еще в апреле. Тогда его оппоненты не удостоили это предложение даже комментариями. Каждый из руководителей оппозиционных партий метил в президенты.

После первой встречи деятелей оппозиции с Саакашвили глава партии «Путь Грузии» Саломэ Зурабишвили возмущалась тем, что власти пытаются подкупить своих противников: «Говоря с Кахой Шартава, он (президент - ред.) намекнул о необходимости проведения парламентских выборов. Ираклию Аласания он намекнул на то, что у него высокий рейтинг, но надо немного подождать. Левану Гачечиладзе намекнул на выборы мэра, заявив, что Тбилиси «все равно ваш».

С наступлением осени оппозиционеры стали сговорчивее. Протестный заряд снизился, и часть оппозиции решила воспользоваться теми уступками, которые удалось завоевать. Однако и Михаил Николаевич, осознав победу в этом раунде противостояния, не спешит выполнять обещания. По крайней мере, он старается уступить минимум из обещанного.

Да и власть в столице, которая, по утверждению экспертов, настроена наиболее радикально по отношению к властям, отдавать не хочется. Саакашвили знает лучше всех, чем может грозить потеря власти в столице. Сам он в 2003 году сначала возглавили городское собрание и, уже пользуясь муниципальной властью, организовывал затем митинги против тогдашнего президента Эдуарда Шеварднадзе.

Оппозиционеры, получается, хотят сделать ремейк по перехвату власти. Саакашвили их лишь подразнивает. Власти ведут азартную игру, похожую на покер. Понять когда они блефуют, а когда нет, практически невозможно.

Парламентская оппозиционная Партия христиан-демократов, которая часто выручает правящее большинство, выступила с инициативой установить 33-процентный процент вместо 50-процентного. То есть мэром Тбилиси станет тот кандидат, кто на выборах получит треть голосов. Если такой барьер преодолеют несколько кандидатов, победит тот, у кого будет больше голосов.

Эта инициатива прозвучала после того, как сотрудничество между властями и оппозицией оказалось на грани срыва. Как сообщают СМИ, состоялась встреча спикера парламент Давида Бакрадзе с Ираклием Аласания. Он потребовал установления 50-процентного барьера, в противном случае пригрозил снятием своей кандидатуры. Это не сильно расстроило Бакрадзе, который заявил оппоненту, что властям безразлично, примет он участие в выборах, или нет, пишет газета «Ахали таоба».

Власти дают задний ход и относительно отставки главы ЦИК. Если накануне на заседании рабочей группы по избирательному законодательству стороны достигли договоренности об отставке Левана Тархнишвили с должности председателя избирательной комиссии, то сегодня против этого решения уже выступил представитель правящего большинства Георгий Габашвили.

Он сказал, что это требование несправедливо: мол, Тархнишвили в сложных условиях смог организованно провести справедливые выборы, и он не заслуживает критики оппозиции. Правда, он добавил, что власти все-таки выполнят обещание об отставке Тархнишвили. Но сомнения в осуществлении договоренности заронил.

Так что опасения некоторых экспертов, что оппозиция в конечном итоге может остаться ни с чем, что власти опять одержат победу в муниципальных выборах, могут оправдаться. Ведь призывы к оппозиции объединиться и выдвинуть единого кандидата пока остаются на уровне лозунга, оппозиционеры отнюдь не спешат воспринимать их как руководство к действию.