Мужчина и женщина

Об «искорененной» грузинской коррупции

4815.jpeg Странное дело: коррупции в Грузии, по словам президента, нет, но Министерство юстиции обсуждает сегодня антикоррупционную стратегию. Коррупции нет, но еженедельно кого-то ловят со взяткой в руках, а оппозиция обвиняет правительство в присвоении этого доходного промысла.

В Грузии сегодня обсуждают окончательный вариант Национальной антикоррупционной стратегии. Ради такого важного дела собрались представители Министерства юстиции, МВД, Министерства финансов, Верховного суда, парламента, Палаты контроля, Национального банка, различных НПО, а также журналисты.

Странно видеть в Сакартвело столь живой интерес к коррупции, которую президент уже не раз объявлял побежденной. На каждой трибуне, рекламируя страну инвесторам и финансовым донорам, Михаил Саакашвили подчеркивает, что он положил предел произволу чиновников и полицейских.

Этот весьма спорный тезис подхватил уже весь мир, восхищаясь тем, как американский воспитанник приструнил распоясавшееся чиновничество, с которым не могут сладить почти на всем постсоветском пространстве. А Саакашвили, говорят, смог.

Накануне он опять поддержал свой имидж, объявив, что Грузия стала борцом с коррупцией «номер один» в мире. И что прогресс в этом отношении намного больше, чем показывает «Индекс восприятия коррупции» от организации «Международная прозрачность».

В этом году Грузия получила по оценкам экспертов «международной прозрачности» 4,1 балла и заняла 66-е место среди 180 стран мира. В прошлом году уровень коррупции был еще выше, а количество балов чуть ниже - 3,9 баллов.

Но Саакашвили быть «хорошистом» не согласен, он называет себя «отличником» борьбы с коррупцией. «Это не пиар от Саакашвили, как это считают некоторые люди с горячими головами и горячими умами, - цитирует президента Civil.ge. - Это реальность. По исследованиям Европейского банка, мы являемся одной из трех самых некоррумпированных стран, и все это дает нам то, что какие бы враги у нас не были, какие бы политические амбиции не существовали в стране и вокруг страны, Грузия развивается».

Это заявление Михаил Николаевич сделал на церемонии, на которой он наградил несколько лиц за вклад в строительство дорог. Кстати, в конце октября за коррупцию «полетела голова» директора строительной компании «Мшен-07» Георгия Дидебашвили. Его обвинили в присвоении 700 тысяч лари из четырех миллионов, выделенных из государственного бюджета.

Это так, на заметку, он все же не был чиновником, хоть и дорвался до бюджетных средств.

Но ведь в Грузии чуть ли не еженедельно сотрудники департамента конституционной безопасности МВД задерживают коррупционеров. Что, разумеется, неплохо, но полностью опровергает президентское бахвальство.

Накануне за взяточничество была взята под стражу глава Арбитражного суда Ира Кокая. Как сообщила представитель департамента Эка Окрошидзе, судья «вымогала от гражданина тысячу долларов за принятие решения в его пользу». 

Теперь Кокая грозит наказание в виде тюремного заключения на срок до 9 лет лишения свободы. «За последнее время, исходя из практики работы арбитражных судов Грузии, к нам очень часто поступает информация, что сотрудники этих судов берут взятки за принятие решений. Департамент провел оперативно-следственные мероприятия, и в результате была задержана председатель суда», - отметила Окрошидзе. А ведь следовало бы отправить в тюрьму всю когорту, которая безмолвно поддерживала работу Кокая.

А на прошлой неделе в Грузии были задержаны сотрудник Налоговой инспекции Гори Гиоргий Гегелашвили и сотрудник Службы доходов региона Шида Картли Заза Лазвиашвили. Они, по данным следствия, получили взятку в размере десяти тысяч лари от одного из предпринимателей взамен выплаты в госбюджет Грузии.

В конце ноября за взятку был задержан участковый инспектора-следователь Кобулетского управления внутренних дел Джемал Гогмачадзе. Он обвиняется в вымогательстве 150 лари у местного предпринимателя, который занимался контрабандой лесоматериалов.

10 ноября попали в СИЗО директор и бухгалтер тбилисского аэропорта Константин Камушадзе и Давид Кобахидзе. Они подозреваются в присвоении полутора миллионов лари из выделенных бюджетных средств. Пока они ждут суда, директором аэропорта уже назначен другой человек - Леван Чичинадзе.

5 ноября сотрудники департамента конституционной безопасности МВД задержали двух чиновников министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов.

2 ноября попались на взятке начальник Кутаисской службы Грузинской железной дороги Автандил Филипия и заместитель начальника Самтредского департамента Вано Бахтадзе. За продажу имущества, принадлежащего департаменту, они требовали от предпринимателя 15 тысяч долларов.

28 октября за подделку документов арестован ректор медицинского института «Кавкасиа» Гиви Иорамашвили. Он продал фальшивый диплом за 3000 долларов.

21 октября за корысть поплатился главный архитектор Кутаиси Мамука Кобзонадзе. Он получил взятку в размере четыре тысяч лари (примерно 2,5 тысяч долларов) за оформление земельного участка и разрешение на строительство.

В сентябре трое чиновников Минфина были задержаны за сокрытие нескольких десятков тысяч лари таможенных налогов.

Этот список можно продолжать еще очень долго. С одной стороны, он демонстрирует, что борьба с коррупцией в Грузии действительно идет не на жизнь, а на смерть. С другой стороны, это никак не вяжется с представлением о честнейших грузинских чиновниках, которыми любит похвастаться президент. Так что сажать ему - не пересажать своих подданных. Главное не переусердствовать в борьбе с коррупцией. Тюрьмы-то уже переполнены...

Да и потом, говорят, что рыба гниет с головы, а коррупцию нужно искоренять, начиная с правительства. А вот с этим в Грузии вовсе нет так хорошо, как с борьбой в нижних эшелонах власти.

Оппозиция обвиняет Михаила Саакашвили в поощрении элитарной коррупции. Не так давно, например, лейбористы заподозрили его в получении откатов от госнефтекомпании Азербайджана. Многие предприятия были приватизированы или перекуплены друзьями президента.

А на странные дела вокруг собственников масс-медиа обратили внимание даже эксперты фонда «Международная прозрачность». По словам исследователя Матиаса Хутера, афер подобного уровня, который он увидел в Грузии, он нигде не встречал.

«Я нигде не встречал, чтобы в стране организации - основатели самых крупных и национальных телекомпаний - были зарегистрированы по таким адресам в Британии и на островах Вирджинии, где стоят только почтовые ящики. К подобным методам не обращаются ни в одной из стран», - заявил аналитик.

Не потому ли грузинские телеканалы с таким рвением поддерживают миф о победе над коррупцией и пропускают мимо кадра все, что хоть как-то порочит грузинское правительство?