Американский сенатор от Республиканской партии Ричард Лугар (на фото) призвал правительство США и страны Европы подумать о возобновлении поставок оружия в Грузию. Это было сказано после многократных заявлений Москвы, которая выступает за санкции к поставщикам вооружений стране-агрессору. Кстати это не голословное обвинение. Агрессором Грузию признала международная комиссия Хайди Тальявини.
По мнению Лугара, прежде всего, необходимо усилить грузинские системы ПВО. Без них, говорит сенатор, Тбилиси настолько уязвим, что это может привести к еще большей нестабильности на Кавказе. А с ними, продолжим его мысль, следующая вылазка грузинской армии будет более успешной, чем прошлогодняя.
После югоосетинского военного конфликта в августе 2008 года США уже выделили Грузии один миллиард долларов на восстановление военного потенциала. И грузины справились с этим блестяще. В начале декабря министр обороны Бачо Ахалая отрапортовал, что вооруженные силы страны полностью оправились от поражения.
Формальным оправданием для военной помощи с Запада выдвигается участие грузин в афганской миссии в составе международного военного контингента. Кроме того, Грузию постепенно переводят на стандарты НАТО, имея в виду отдаленную перспективу ее вступления в этот военный альянс.
Недавно российским спецслужбам стало известно, что Соединенные Штаты собираются снабдить Грузию вооружением еще на 100 миллионов долларов. Потребности в усилении противовоздушной и противотанковой обороны намечено удовлетворить, в частности, за счет поставок зенитно-ракетных комплексов «Пэтриот-3», «Стингер», «Игла-3», а также противотанковых ракетных комплексов «Джавелин» и «Хелфайр-2».
Так что заявление Лугара не стало новостью. Оно лишь обнажило намерения американских политиков.
Что касается личности этого сенатора, то, как отмечает Regions.ru, когда-то Ричарда Лугара называли в российском МИД «другом России». Он внес немалый вклад в развитие российско-американского сотрудничества, включая сферу уменьшения ядерной угрозы. Он помог в деле уничтожения советского оружия массового поражения.
Однако впоследствии Лугар изменил свое отношение к России и поставил ее в один ряд с Ираном и Венесуэлой, которые используют свои энергоресурсы для давления на соседние страны.
Усиление России беспокоит не только Лугара. Целая группа его коллег, включая бывшего кандидата в президенты от республиканцев Джона Маккейна, направила обращение послу Франции в США с просьбой пересмотреть возможность заключения контракта о продаже России военного корабля класса «Мистраль» и технологии его производства.
Сенаторы заерзали с подачи Тбилиси. Там считают, что приобретение этого корабля якобы свидетельствует об агрессивных планах России на Черном море вплоть до «наступательных операций» и «высадки десанта на территории Грузии».
«Мистраль» - действительно, мощный корабль. Он может служить базой для четырехсот пятидесяти пехотинцев. На корабле размещается шестнадцать вертолетов, катера десанта. Судно также может использоваться в качестве госпиталя.
Но почему же «Мистраль» нельзя продать Москве? По мнению сенаторов, сделка по продаже корабля вызовет негативную реакцию ряда членов НАТО и соседей России.
Надо сказать, что некоторые опасения поначалу действительно высказала не только Грузия, чей протест вполне объясним, но и прибалтийские страны. Однако как только были озвучены планы по размещению «Мистраля» в Черном море, а не в Балтийском, президент Латвии Валдис Затлерс идею продажи сразу же поддержал. Он даже заявил, что сделка может повысить уровень доверия между Россией и Евросоюзом.
Так что сенаторы США «антимистралевским» заявлением решили защитить позицию только одной страны - Грузии. Той самой, которую перевооружили и чуть ли не благословили на войну в Южной Осетии, чтобы окончательно рассорить с Россией, которая была вовлечена там в миротворческую миссию. Плачевный результат войны навредил Грузии, но зато гарантировал американцам и европейцам доступ к транзиту энергоресурсов через ее территорию.
Дело сделано. Теперь осталось укрепить грузинский режим. Как отмечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин, республиканцы традиционно активно лоббируют грузинские интересы. «Того же Маккейна можно назвать «крестным папой» Саакашвили, потому что именно Маккейн во второй половине 90-х годов убедил американского адвоката Саакашвили заняться в Грузии политикой, и, по большому счету, именно Маккейн и сделал Саакашвили президентом», - заявил Салин в интервью порталу «Актуальные комментарии».
Но помимо этого фактора сработало лобби американского военно-промышленного комплекса, который хочет, чтобы Россия покупала военную технику не у Франции, а у США.
И потом, Штаты очень встревожены как вырвавшимся из бутылки духом исполина-Китая, так и любыми признаками усиления России. За океаном еще не избавились от осознания себя гегемоном, хотя и не могут уже больше похвастаться ни ростом своей экономики, ни выплатой долгов, ни особыми успехами в борьбе с международным терроризмом.