Мужчина и женщина

Курс ликбеза для Хабера

Как известно, после вывода с Южного Кавказа миссий ОБСЕ и ООН именно Евросоюз обеспечивает международное присутствие в неспокойном регионе, вернее, только в Грузии.

Но миссии ЕС в республике, похоже, тесно - уже не раз из уст евродипломатов звучало пожелание расширить поле деятельности миссионеров за счет Абхазии и Южной Осетии.

Сухум и Цхинвал ничего против западных наблюдателей не имели. До поры до времени. Как минимум, абсолютно беспомощной оказалась миссия ОБСЕ в Южной Осетии, которая никак не отреагировала на ввод грузинской армады в республику в августе прошлого года. Однако, допустив кровопролитие, западные организации со звучными аббревиатурами продолжили поддерживать «территориальную целостность» Грузии, переставшую существовать после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.

Политика непризнания «сепаратистских регионов», коими Европа считает новые субъекты международного права на Южном Кавказе, продолжается и по сей день. Естественно, ни в Сухуме, ни в Цхинвале при таком отношении к своей долгожданной независимости со стороны ЕС на допуск наблюдателей не согласны. А в Брюсселе продолжают пенять якобы на несоблюдение Москвой плана Медведева-Саркози. Мол, Россия наращивает военное присутствие в Абхазии и Южной Осетии. Естественно, договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Россией и молодыми республиками Запад в расчет брать не хочет.

Последней ласточкой в упреках Европы стало недавнее заявление главы мониторинговой миссии ЕС в Грузии Ханса-Йорг Хабера о том, что российская сторона якобы не выполняет условия «мирного соглашения», заключенного с Грузией после военного конфликта в августе прошлого года.

На Смоленской площади выступлению Хабера удивились. Представитель МИДа Андрей Нестеренко заметил, что какого-либо соглашения между Россией и Грузией в связи с августовским конфликтом 2008 года не существует, а есть договоренности президентов России и Франции Дмитрия Медведева и Николя Саркози, которые российская сторона полностью выполнила, отведя свои войска.

При этом Хаберу напомнили о том, что, согласившись на присутствие в Грузии, и Евросоюз взял на себя определенные гарантии неприменения силы со стороны республики. По мнению Нестеренко, вместо выполнения своих прямых обязанностей, миссионеры фактически потакают грузинской армии, техника которой регулярно курсирует вдоль границ с новыми закавказскими республиками, не говоря уже о строительстве фортификационных сооружений в приграничье и полетах грузинских беспилотников.

В этой связи российский дипломат посоветовал миссии Евросоюза заниматься тем, зачем она и находится в Грузии, а не публично излагать несоответствующие действительности факты.

Хаберу действительно есть, над чем поработать. Причем касается это не столько контроля за перемещениями рвущейся в НАТО армии Саакашвили, сколько создания новых гарантий ненападения на Абхазию и Южную Осетию.

Дело в том, что на переговорах в Женеве Тбилиси категорически отказывается подписывать юридически обязывающий документ о неприменении силы с Сухумом с Цхинвалом, который с учетом новых реалий на Кавказе сможет заменить устаревший план Медведева-Саркози, разработанный еще до признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.

По мнению главы российского МИДа, подписание такого документа крайне важно. Сергей Лавров выказывает уверенность в том, что нынешнее грузинское руководство представляет угрозу для регионального мира и безопасности, угрозу, которая уже однажды вылилась в горячую войну против Южной Осетии и против российских миротворцев. Он обращает особое внимание на то, что Грузия активно восстанавливает свою армию, обкатывает ее в боевых действиях в Афганистане, поскольку планирует использовать ее «далеко не для парадов».

Евросоюз же продолжает гнуть свою линию. Так и не получив в уходящем году допуск в закавказские республики, Брюссель решил следить за ними из космоса. По замыслу Европы, спутниковый мониторинг будет фиксировать все передвижения на территории Абхазии и Южной Осетии. Тем не менее, Сухум и Цхинвал космическая слежка Европы не беспокоит. Главное, чтобы спутники фиксировали ремилитаризацию армии Саакашвили, считают там.

Может быть, господину Хаберу действительно стоит самому взглянуть на грузинское приграничье в снимках из космоса? Тогда, возможно, и вопросов к Москве поубавится.