Мужчина и женщина

Требование одно – свобода

Участники акций, запланированных на завтра, надеются привлечь внимание Евросоюза к серьезной проблеме, на которую Запад до сих пор смотрел сквозь пальцы.

Не так давно полпред президента Южной Осетии по вопросам постконфликтного урегулирования Борис Чочиев заявил, что Тбилиси удерживает около сорока граждан молодой республики и, несмотря на проводимые в Эргнети переговоры о нормализации обстановки на грузино-югоосетинской границе, не собирается давать узникам вольную.

Более того, инциденты на границе, связанные с похищениями людей, продолжаются и сейчас. Самый «свежий» случай - исчезновение Геннадия Плиева, которого по свидетельствам очевидцев в начале января похитила группа из пяти человек.

Не уповая на реакцию со стороны Тбилиси, в Цхинвале решили напрямую обратиться к миссии наблюдателей Евросоюза в Грузии, которая после ухода с Южного Кавказа миссий ООН и ОБСЕ осталась единственной международной организацией, проводящей миротворческую деятельность в регионе. Однако, к удивлению югоосетинской стороны, западные миссионеры заявили, что Плиев якобы добровольно перешел границу и по собственному желанию направился в Сакартвело. При этом начальник штаба миссии ЕС Фишер ловко обошел вниманием тот, факт, что на месте похищения гражданина Южной Осетии были обнаружены следы крови.

Не откликнулись в Брюсселе и на призыв уполномоченного по правам человека в Южной Осетии Давид Санакоева, который обратился к международным структурам с просьбой принять решительные меры для оказания влияния на Тбилиси в вопросе освобождения незаконно задержанных граждан республики.

Вместо этого глава миссии Ханс-Йорг Хабер сообщил, что все вопросы о похищенных будут обсуждаться в Эргнети на следующей встрече в рамках механизма по предотвращению инцидентов с участием представителей Грузии, Южной Осетии, России, ЕС и ОБСЕ.

Не получилось договориться с властями и у лидера оппозиционного движения «За единую Грузию» Зураба Ногаидели, который обещал сделать все для освобождения граждан Южной Осетии.

Устав стучаться в закрытую дверь, в Цхинвале подчеркнули: югоосетинская делегация не будет участвовать во встречах с представителями Тбилиси и Брюсселя до получения информации о задержанных гражданах.

В Грузии эту новость по традиции трактовали на свой манер. Мол, сепаратистский регион срывает важные дискуссии с представителями Европы. Более того, в Тбилиси своеобразно трактовали и предновогоднее заявление главы молодой закавказской республики Эдуарда Кокойты о необходимости плотно закупорить границу от грузинского «государственного терроризма». Вице-спикер парламента Грузии Паата Давитая ничтоже сумняшеся заявил, что российские военные якобы ужесточают контроль на границе Грузии с Южной Осетией, а в Ахалгорском районе и вовсе ограничено пересечение границы без российского или осетинского паспорта.

Такие фокусы действующих властей Грузии, тем не менее, уже никого не удивляют. Только родственников югоосетинских узников в грузинских тюрьмах словесные перепалки Тбилиси и Цхинвала мало интересуют - они хотят видеть своих отцов, братьев и мужей.

Похоже, личное обращение этих людей к Западу - последний шаг, на который могли решиться отчаявшиеся. Кто их поймет, если не изобилующая свободами Европа? Система ее ценностей, скроенная на основе соблюдения прав человека, до сих пор, однако, поразительным образом трансформировалась в отношении Грузии до неузнаваемости. В любом случае, реакция еврокомиссаров на требования участников завтрашних акций будет крайне любопытной.