Мужчина и женщина

Грузино-абхазский рубеж: напряженность сохраняется

Для жителей сопредельных территорий Грузии и Абхазии ужесточение режима в приграничье - дело привычное. Граница в районе реки Ингур закрывалась еще летом 2008 года в связи серией терактов в Гагре и Сухуме, в результате которых пострадали 11 местных жителей и один российский турист. Вскоре запрет был снят, однако перманентные провокации с грузинской стороны в Гальском районе заставили власти Абхазии вновь пойти на решительные меры. Абхазия обвинила Грузию в нарушении Московских соглашений 1994 года о прекращении огня (вооруженные силы Абхазии и Грузии не имели права находиться в приграничных Гальском и Зугдидском районах.- АГ). В Сухуме сообщили, что отныне по периметру границы будут размешены пограничные войска, призванные обеспечивать безопасность в районе.

По мнению абхазских властей, о смягчении режима можно говорить лишь при стабилизации ситуации в зоне конфликта. Тем не менее, после августовских событий обстановка на рубежах еще более обострилась. Прошлой зимой представитель президента Абхазии в Гальском районе Руслан Кишмария выразил сожаление по поводу нежелания грузинской стороны решить накопившиеся проблемы. «На эту тему не с кем и говорить, хотя абхазская сторона неоднократно пыталась связаться с губернатором Зугдидского района. Власти Грузии пытаются всячески накалить обстановку в приграничном с Грузией Гальском районе Абхазии», - добавил он. В итоге, руководствуясь необходимостью повышения уровня безопасности и пресечения угрозы проникновения диверсионно-террористических групп с территории Грузии, Сухум ввел новые ограничения на пересечение грузино-абхазской границы.

Прошлым летом, в соответствии с соглашением о совместной охране границ, на помощь своим абхазским коллегам пришли сотрудники Погрануправления ФСБ России. Сейчас они контролируют участок протяженностью 132 километра.

По мере продвижения женевского процесса и механизма по предотвращению инцидентов на границе, пропускной режим для жителей грузино-абхазского приграничья был смягчен. Летом глава МИД Абхазии Сергей Шамба подчеркнул: граница между Абхазией и Грузией не закрыта, просто при ее пересечении в грузинском направлении обязательно надо соблюдать правила, то есть загодя оповещать об этом районные администрации и получать разрешения, в которых никому до сих пор не отказывали.

Не так давно Тбилиси выступил с инициативой возобновить перемещение по мосту Ингури между постами двух сторон бесплатного автобуса. Несмотря на облегчение пропускного режима, в Сухуме считают, что такой шаг будет возможен лишь тогда, когда будут определены взаимоотношения Абхазии и Грузии на государственном уровне. «Заявления Тбилиси о том, что Абхазия является «оккупированной территорией» и готовятся какие-то проекты по ее деоккупации, показывают невозможность предметного разговора с нынешним руководством этой страны», - сказал Шамба.

Подведенные накануне Погрануправлением ФСБ итоги за шесть месяцев 2009 года подтверждают слова министра - ситуация на границах еще далека от идеала. Со дня ввода подразделений на территорию республики было обнаружено 16 схронов с боевым оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами, изъято и уничтожено девять единиц оружия. Более того, российские пограничники зафиксировали 41 факт использования грузинской стороной беспилотных летательных аппаратов, а также задержали несколько партий контрабандных товаров на общую сумму, превышающую миллион рублей.

В этой связи говорить об открытии грузино-абхазской границе или облегчения пропускного режима пока не приходится. Более того, на днях президент России Дмитрий Медведев, выступая в ФСБ России, охарактеризовал задачу защиты внешних границ Абхазии и Южной Осетии как одну из приоритетных. Очевидно, это связано с тем, что именно порядок в грузино-абхазском и грузино-югоосетинском приграничье может стать залогом успешного развития закавказских республик и их сотрудничества с Москвой.