После истечения срока полномочий миссии ООН прошлым летом, 483 военных наблюдателя и 20 работников полицейского компонента покинули регион. Как известно, международное сообщество не согласилось на переработку формата миссии, продиктованное изменением статуса Абхазии. Россия предлагала открыть два представительства ООН - в Сухуме и Тбилиси, однако с точки зрения Запада, игнорирующего новые реалии на Южном Кавказе, такой шаг в определенном смысле мог бы означать признание суверенитета Абхазии. В Сухуме же не согласны с включением республики в состав Грузии даже на бумаге.
С тех пор представители Брюсселя не раз наведывались в абхазскую столицу. В основном гости обсуждали с местными властями гуманитарные вопросы: режим передвижения на границе и проблемы населения на грузино-абхазском рубеже. На этот раз инициативу проявили в ОБСЕ. Организация составила отчет, в котором говорится о том, что власти якобы насильственно заставляют население Гальского района брать абхазское гражданство. Глава МИД Абхазии Сергей Шамба заявил: информация в отчете абсолютно не соответствует действительности.
Впрочем, к таким субъективным выводам абхазам не привыкать. Недаром в октябре Шамба подчеркнул: «Исходя из того, что Абхазия является частью Грузии, невозможно построить сколько-нибудь прагматичную политику по отношению к этому региону, поскольку такой реальности не существует». По словам дипломата, игнорируя факт существования независимости республики, страны ЕС и Запада изолируют ее от мира, заявляя в то же время об открытости, прозрачности границ и экономической глобализации.
И на этот раз в Сухуме на Брюссель не обиделись. Руководство Абхазии выразило готовность продолжать сотрудничество с ОБСЕ, в том числе и по работе с нацменьшинствами. Однако, демонстрируя открытость, республика ждет ответных шагов и от Запада.
Например, абхазы на международных площадках не раз заявляли о необходимости подписания соглашения о ненападении с Грузией. Загвоздка состоит в том, что Тбилиси не собирается подписывать официальные документы с Абхазией, до сих пор считая ее своей территорией. В этой связи абхазский лидер Сергей Багапш отмечает: для того, чтобы переговоры на международной арене продолжались, нужны взаимные уступки.
На них же в Грузии, похоже, пока не готовы. Брюссельские же дипломаты пока предпочитают рассуждать с оглядкой на мнение Тбилиси. В таком положении для Абхазии теряется смысл участия в женевских обсуждениях проблем Южного Кавказа. Как сообщил на прошлой неделе замглавы МИД Абхазии Максим Гвинджия, ситуация складывается так, что Тбилиси и Сухум еще долго будут вести переговоры по тому, чтобы достичь согласия Грузии подписать документ, который будет способствовать стабильности и безопасности».
Аналогичная ситуация и с переговорным процессом в рамках обсуждения механизма по предотвращению инцидентов на грузино-абхазской границе. Представители обеих сторон при посредничестве Запада и России не раз встречались в Гале, однако до чего-то конкретного так и не договорились.
Думается, пробуксовка западной дипломатии в вопросах решения проблем Южного Кавказа еще аукнется Брюсселю. Любые переговоры должны приносить результат. Пока же дискуссии в Швейцарии и визиты в Сухум представителей международных организаций в худшем случае кончаются обвинениями, а в лучшем - только словами.