Как известно, СКП уже документально подтвердил гибель 162 жителей Южной Осетии и 48 российских военнослужащих, в том числе десяти миротворцев в августе 2008 года. Прошлым летом Владимир Маркин сообщил, что потерпевшими по уголовному делу по фактам убийства российских граждан на территории Южной Осетии и геноцида признаны более пяти тысяч человек из числа гражданского населения и российских военнослужащих. «Допрошено более тысячи свидетелей, подтверждающих факты геноцида, - отметил он. - Проведено более 900 экспертиз. Изъяты и признаны вещественными доказательствами более тридцати тысяч предметов, осмотрены жилые дома, инфраструктура». По данным Маркина, в зоне конфликта изъята документация вооруженных сил Грузии, топографические карты, планы и приказы, свидетельствующие о планах режима Саакашвили уничтожать осетинское население.
Затем еще две немаловажных детали о трагических событиях того августа рассказал заместитель начальника Генштаба России Анатолий Ноговицын. Он подчеркнул, что установлено два факта, когда грузинская сторона наносила опознавательные знаки российских ВВС на свои штурмовики Су-25 и дважды использовала их: 8 августа при нанесении ракетно-бомбовых ударов по колонне с беженцами из Цхинвала, сославшись на то, что это российская сторона, и 9 августа по колонне российских войск, которые двигались по Зарской объездной дороге. По словам Ноговицына, в последующем они были уничтожены ударами ВВС России, однако подобные провокации являются «преступлениями, которые подлежат расследованию».
Напомним, в настоящее время в европейских судах находится более двух с половиной тысяч исков от граждан Южной Осетии, пострадавших в результате боевых действий в Цхинвале. Многие осетины, подавшие в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, потеряли в ходе тех тяжелых пяти дней своих родных и близких. Некоторые - имущество. В Страсбургском суде и Международном суде ООН в Гааге также находятся иски и некоторых неправительственных правозащитных организаций.
Министр иностранных дел Южной Осетии Мурат Джиоев уже не раз говорил о том, что работа по искам идет, а республика ждет от судов признания факта военной агрессии Грузии против Южной Осетии и надеется, что лица, виновные в совершении преступлений, против мира и человечности, понесут соответствующее наказание.
В свою очередь, президент закавказской республики Эдуард Кокойты требует проведения суда над президентом Грузии как над военным преступником, отдавшим приказ штурмовать спящий город. «Это международно-наказуемое уголовное преступление, - считает Кокойты. - Поэтому наши правоохранительные органы работают в этом ключе, и этот вопрос с повестки дня никто не снимал. Саакашвили - преступник, который должен сидеть в тюрьме, и мы будем добиваться этого».
Со временем уголовное дело, насчитывающее уже 380 томов, обрастает все новыми деталями. СКП получены доказательства умышленных убийств и похищения мирного населения, применения неоправданного насилия в отношении военнопленных и участие наемников из числа представителей украинской националистической организации УНА-УНСО на стороне грузинских вооруженных формирований. По сведениям Москвы, в нападении Грузии на Южную Осетию также принимали участие военнослужащие регулярных воинских подразделений минобороны Украины, поскольку в распоряжении российской армии оказались и зенитно-ракетные комплексы «БУК-М» и «ОСА-АКА», имеющие украинскую маркировку. «Согласно полученным в ходе следствия документам, указанные ракетно-зенитные комплексы проходили регламентное техническое обслуживание на украинских оборонных заводах в мае 2008 года, то есть за два месяца до начала боевых действий в Южной Осетии», - отметили в ведомстве.
Каковы перспективы масштабного дела СКП в отношении Грузии, особенно теперь, после упоминания Украины? На эту тему корреспондент GeorgiaTimes побеседовал с заместителем генерального директора Фонда «Центр политических технологий» Сергеем Михеевым. По мнению эксперта, в отношении самой Грузии перспектив нет, поскольку юрисдикция России не распространяется на территорию Грузии, а иски в международные суды могут быть блокированы Западом.
На вопрос о том, можно ли привлечь ответственных на Украине, особенно в связи со сменой власти в «незалежной» и нормализацией российско-украинских отношений, Михеев ответил: «Думаю, улики о наемничестве появились под приход Януковича. Возможно, этот вопрос будет подниматься или уже поднимался в ходе его сегодняшнего визита в Москву. Если факт наемничества действительно имеется, то этому делу может быть дан ход, потому что по законам Украины наемничество также является уголовным преступлением».