«С войной не шутят» - так назывался видеомост, который не дожидаясь конца покинул руководитель информационного агентства «Регнум» Модест Колеров. Речь шла о так называемом «моделировании нападения России на Грузию», которое было показано в Грузии по телевидению в прайм-тайм и вызвало панику у населения. Российские и грузинские журналисты сошлись во мнении, что сюжет компании «Имеди» был пропагандой.
Но что касается сути сюжета и состояния российско-грузинских отношений, то участники дискуссии предъявили друг другу серьезные претензии. Модест Колеров обвинили в Грузию в соучастии в организации «бесланской трагедии». «Нам хорошо известно, что во время теракта в Беслане находились грузинские террористы», - заявил он.
Грузинский журналист Лаша Тугуши опротестовал эти слова, сравнив их с анекдотом или несмешной шуткой. И припомнил России ее вооруженную помощь южноосетинским сепаратистам в 2008 году. «Они (власти России - ред.) открывали границу только для того, чтобы завести оружие на территорию Грузии. Я надеюсь, вы согласитесь с этим, так как война велась не дубинками. Кроме этого Россия не имела права проводить военные ученья на наших границах и на оккупированных территориях», - заявил Тугуши.
В ответ, руководитель «Регнум» указал, что Россия имеет право проводит учения в Абхазии и Южной Осетии, тогда когда в Грузии проводятся грузино-американские ученья. После этого Модест Колеров, прервал участие в видеомосте.
Что имел ввиду Колеров, говоря о грузинских террористах? Всем прекрасно известно, что после второй чеченской компании Грузия открыла границу и пустила в Панкисское ущелье чеченских беженцев - родственников местных кистинцев. Однако вместе с мирными людьми туда попали и боевики. Россия протестовала и предлагала устроить совместную зачистку ущелья, однако грузинские власти справились сами, договорившись с боевиками и решив дело без единого выстрела.
Каким был этот договор, история узнает не скоро. Но когда в 2004 году чеченские террористы в День знаний первого сентября захватили осетинскую школу в Беслане, штурм которой в конце концов закончился трагедией: погибли 350 человек, более 500 были ранены, большая часть - дети, - снова подозрение в укрывательстве боевиков пало на Грузию.
Знаете, как на гибель бесланских детей отреагировал тогдашний министр по конфликтам Георгий Хаиндрава? Он сказал: «А что они хотели!? Русские убили за эти годы 40 тысяч чеченских детей, в конце концов!». Пораженные черствостью министра осетины эту фразу много цитировали как пример злорадства Грузии и оправдания этого теракта.
Более того, в то время как грузинские «черные политтехнологи» придумывали якобы южноосетинские номера автомашин, на которых террористы приехали в Беслан, руководство Южной Осетии 2 сентября выступило с обличением Грузии в пособничестве террористам.
« Именно Грузия служит убежищем для террористов, которые через грузинский участок границы проникают на территорию соседнего государства и не случайно их лидеры в своих высказываниях открыто говорят о своих симпатиях и благодарности по отношению к Грузии», - говорилось в этом заявлении.
В те страшные дни грузинский телеканал «Мзе» удовлетворенно провозглашал «Москва в панике! Путин в шоке!». Он советовал президенту России на выбор несколько выходов из кризиса: использовать Буденновский опыт, Первомайский, опыт Норд-Оста или, наконец, просто застрелиться.
Журналисты другого телеканала - «Рустави-2» проявляли в Беслане чудеса пронырливости, и пренебрегая этикой, смаковали кадры убитых и выпячивали страдания их родственников. В конечном итоге их арестовали на 5 дней, а потом выдворили из страны за то, что их съемки помогали террористам ориентироваться в ситуации. Один из изгнанных из Беслана грузинских репортеров Зураб Двали ныне возглавляет «Первый кавказский телеканал», поддерживающий сепаратизм на российском Северном Кавказе и именующий террористов не иначе, как членами сопротивления.
После теракта грузинские телекомпании разбирали причины трагедии с... чеченским лидером Ахмедом Закаевым. «Основной виновник произошедшего - Москва, и Путин должен взять на себя ответственность, принять волевое политическое решение», - заявил он в грузинском эфире.
9 сентября 2004 года министр государственной безопасности Грузии Вано Мерабишвили официально опроверг причастность страны к трагедии в Беслане. К тому моменту об этом говорили уже не только в Цхинвале и во Владикавказе, но и в Москве. «Грузинский след» нашел депутат Сергей Бабурин. Глава российского МИД Сергей Лавров отметил, что обострение обстановки в Южной Осетии и в Беслане совпало неслучайно. Тогда же осетинские СМИ сообщали, что среди грузинских военных были и раненые чеченцы.
После этого российские спецслужбы неоднократно находили подтверждение сотрудничества грузин с чеченскими террористами. Под Новый год в Дагестане были найдены записи уничтоженной бандгруппы, в которых отразились в том числе и грузинские источники финансирования ее деятельности.
В феврале на Северном Кавказе был устранен арабский наемник Мохмад Шабаан, который, как предполагается, выполнял диверсии по заказу грузинских спецслужб.
Да и без секретных данных понятно, на чьей стороне в борьбе России за порядок на Северном Кавказе симпатии официального Тбилиси. Взять только два факта. В Грузии легально действует Конфедерация народов Кавказа, которая в прошлом году призвала мир признать независимость Ингушетии и Чечни. А на скандально исзвестном «Первом кавказском» работает Алла Дудаева - вдова президента непризнанной Чечни-Ичкерии, отнюдь не отказавшаяся от снов и желаний своего мужа - гордой марионетки в руках западных спецслужб, добивавшихся в 90-х годах дальнейшего распада России.