Мужчина и женщина

Следующая остановка - ОБСЕ

Грузия разработала план действий в рамках утвержденной стратегии в отношении Абхазии и Южной Осетии в начале этого года. Документ затрагивает отношения грузинских властей с населением Абхазии и Южной Осетии, включает в себя такие важные вопросы, как образование, развитие культурных связей и народной дипломатии. По заявлениям официальных лиц, намеченные шаги необходимы для сближения народов, проживающих в республиках, как для безопасного пересечения границы Грузии с Абхазией и Южной Осетией, так и для экономического взаимодействия.

Впрочем, несмотря на обещания урегулировать территориальные проблемы исключительно путем диалога, молодые закавказские республики в грузинском приложении к документу именуются не иначе, как «оккупированные территории», контролируемые «марионеточными режимами».

В молодых республиках к стратегии Грузии относятся, мягко говоря, со скепсисом. Абхазский лидер Сергей Багапш заявил: Сухум не намерен рассматривать документ, и считает его «подкупом населения Гальского района».

Со своей стороны, полпред президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Борис Чочиев считает, что этот документ не имеет никакого отношения к закавказской республике. «Скорее всего, грузинская сторона обращается к «альтернативным правительствам» Абхазии и Южной Осетии. Это тот план, который не имеет ничего общего с реальной ситуацией. Думаю, документ разрабатывали не в Грузии, так же, как и план «Чистое поле». Мне кажется, что это пиар и отмывание денег», - считает Чочиев.

Несмотря на подобное отношение Сухума и Цхинвала, грузинская стратегия пользуется на Западе большим успехом. В феврале документ прошел рецензирование в Организации Объединенных Наций (ООН) и был там одобрен. Посол Грузии в организации Александр Ломая тогда поспешил сообщить: успех организации связан с тем, что в стратегии четко прописаны намерения государства сотрудничать со «своими» гражданами в республиках. «Уже вырисовывается роль ООН в осуществлении данного документа», - отметил дипломат.

Через месяц стратегия Грузии пришлась по душе и Евросоюзу. Вице-президент Еврокомиссии Кэтрин Эштон позитивно оценила решимость Грузии разрешать конфликт исключительно мирными средствами и дипломатическими усилиями. Вместе с тем, Брюссель призвал Тбилиси провести консультации со всеми заинтересованными сторонами с целью подготовки плана действий для претворения стратегии в жизнь.

Контактам с властями Абхазии и Южной Осетии Тбилиси, однако, пока предпочитает западное общество. На прошлой неделе стратегия была представлена в штаб-квартире Североатлантического альянса, в ходе заседания комиссии НАТО-Грузия. Никаких нареканий к документу не возникло и там.

Наконец, на этой неделе грузинская сторона ознакомит со своими планами в отношении Цхинвала и Сухума уже ОБСЕ. Следует признать, что перспективы у Тбилиси, безусловно, хорошие. Как известно, не так давно в Грузию приезжал председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Жоао Соареш, который дал республике обещание, что поддержка со стороны организации станет «более эффективной». Вместе с тем, он подчеркнул: Ассамблея поддерживает возвращение миссии ОБСЕ в Абхазию и Южную Осетию. А, значит, организации сейчас выгодно быть завязанной на каких-либо документах, речь в которых идет о молодых республиках.

О том, чего ожидать от предстоящего визита грузинских дипломатов в Вену, корреспондент GeorgiaTimes побеседовал с членом Грузинского фонда стратегических и международных исследований Арчилом Гегешидзе:

В принципе, можно ожидать, что если потребуется большинство голосов, то стратегию поддержат. Это связано с тем, что в документе говорится о территориальной целостности Грузии, которую уважают почти все члены ОБСЕ. Более того, в документа содержатся и предложения по решению гуманитарных и социально-экономических проблем на Южном Кавказе.

По мнению политолога, участие ОБСЕ в реализации документа во многом будет зависеть от желания абхазской, югоосетинской и российской сторон. «Одной инициативы Грузии тут будет недостаточно, - сказал Гегешидзе. - До какой степени ОБСЕ сможет поспособствовать тому, чтобы другие стороны взялись за реализацию стратегии, зависит и от самой организации, и от всего западного сообщества. В принципе, можно говорить о том, что ОБСЕ может предоставить переговорную площадку. Время покажет».